- Частное право

Что понимается под административным правонарушением?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что понимается под административным правонарушением?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Необходимо знать, что ключевым наказанием за нарушения действующего на территории страны законодательства в части, которая касается общедоступных территорий, считается денежный штраф. Его размер, как правило, варьируется в зависимости от разновидности проступка. Кстати, за мелкое хулиганство, которое совершено в общественном месте, может «светить» и административный арест.

Правила поведения в общественных местах и связанные с этим ограничения

Вполне естественно, что права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Указанная норма логично соотносится с ч. 3 ст. 17 Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Наиболее важными среди нормативных актов, регламентирующих правила пребывания людей в общественных местах, можно назвать Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 6.24, 20.1, 20.20, 20.21, 20.2.2).

Правила поведения в общественных местах и связанные с этим ограничения

Вполне естественно, что права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Указанная норма логично соотносится с ч. 3 ст. 17 Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Наиболее важными среди нормативных актов, регламентирующих правила пребывания людей в общественных местах, можно назвать Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 6.24, 20.1, 20.20, 20.21, 20.2.2).

Ответственность за нарушение правил поведения в общественных местах

Что касается административных правонарушений, которые не связаны с употреблением алкоголя или табака в общественных местах, то наиболее распространенными являются правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 года N 45, явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. При этом важен именно умысел на противопоставление обществу, пренебрежение им.

В качестве примера из судебной практики можно привести решение Ставропольского краевого суда от 16.12.2015 по делу N 7-1343/2015. Суд установил, что выражение нецензурной бранью само по себе не образует состав мелкого хулиганства. Если конфликт произошел во дворе жилого частного дома, принадлежащего гражданину, а действия, основанные на личных неприязненных отношениях, произведены в отношении членов семьи, родственников, знакомых, сослуживцев по бытовым мотивам, то они не могут быть квалифицированы как мелкое хулиганство. Земельный участок, находящийся в пользовании физического лица, на котором расположен жилой дом, не является общественным местом применительно к требованиям действующего законодательства.

Что запрещено делать в общественных местах

Административные проступки характеризует глава 20 КоАП РФ. Правонарушители в данном случае посягают на общественные безопасность и порядок.

Согласно ст.20 КоАП РФ запрещено:

  • Нарушать организацию или проведение митингов, собраний;
  • Организовывать массовые собрания, повлекшие нарушения общественного порядка;
  • Распивать алкоголь и употреблять наркотические (психотропные) средства;
  • Блокировать транспортные коммуникации;
  • Появляться в состоянии опьянения в общественном месте;
  • Нарушать правила поведения зрителей на официальных спортивных соревнований и пр.

Отдельная глава закона «О правилах поведения в общественных местах» посвящается дресс-коду в общественном месте.

Закон запрещает:

  1. Ношение одежды с нашивками и слоганами, которые разжигают межнациональную рознь или антисемитского характера.
  2. Ношение ботфортов с чулками-сеткой.
  3. Ношение облегающих брюк или леггинсов без юбки положенной длины.
  4. Юбки короче 40 см и шорты короче 35 см длиной.
  5. Прозрачное нижнее белье или белье, выступающее из верхней одежды.
  6. Балетки, вьетнамки и обувь, которая оголяет пальцы и пятку одновременно.

Что является общественным местом по закону?

Однако понятие это настолько расплывчато, что не отражает в своем названии конкретные помещения и территории. Так что является общественным местом?

Если обратиться к словарю, то общественным местом можно назвать часть улицы и здания (сооружения), которое свободно либо за некоторую плату доступно для людей в определенное время или постоянно. Под такое определение попадают любые места, где способны беспрепятственно оказаться один или несколько человек. То есть это могут быть улица, парк, стадион, кафе, больница, школа, магазин, общественный транспорт, подземный переход, подъезд многоквартирного дома и многое другое.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет за лечение и покупку лекарств?

Но означает ли это, что курить и пить алкоголь разрешается только в собственной квартире? Например, является ли ресторан общественным местом, где запрещено употребление спиртосодержащих напитков? И считать ли лестничную площадку в жилом доме общественным местом, в котором нельзя курить?

Пребывание в состоянии алкогольного опьянения в местах, признанных общественными

КоАП предусматривает ответственность граждан не только за распитие алкоголя в не предназначенных для этого местах, но и за нахождение в таковых в состоянии алкогольного опьянения.

Об этом свидетельствует ст. 20.21 КоАП РФ. Согласно положениям вышеуказанной статьи, появление лиц в таких местах после употребления алкоголя может квалифицироваться как поведение, порочащее человеческое достоинство либо оскорбляющее общественную нравственность, что грозит привлечением виновного лиц к административной ответственности в форме штрафа в размере 500–1500 рублей.

Кроме того, такое лицо может быть подвергнуто административному аресту на срок до 15 суток. К слову сказать, административный арест применяется довольно редко и обычно нарушители отделываются штрафом.

Последствия признания виновным по ст. 20.20, 20.21 КОАП РФ

Многие считают, что нет ничего страшного в том, что в биографии был факт привлечения к административной ответственности. Может быть, это и так, если речь идет о мелких нарушениях из главы 12 КОАП РФ (нарушения ПДД) – например, штраф за непристегнутый ремень безопасности, за превышение скорости и т.д. Но если гражданин нарушил общественный порядок (ст.20.20 и ст. 20.21 КОАП РФ относятся именно к такой категории), негативные последствия с высокой вероятностью могут быть:

  • если лицо, освободившееся из мест лишения свободы, находится под административном надзором и совершает 2 и более правонарушений такого рода, его могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ, а также продлить срок надзора;
  • если лицо, которому назначено условное осуждение или ограничение свободы, совершил 2 и более административных правонарушений по ст. 20.20 или 20.21 КОАП РФ в течение года, ему могут отменить наказание и направить в места лишения свободы для реального отбывания срока;
  • при наличии фактов привлечения к ответственности за правонарушения в области общественного порядка могут не принять на работу, связанную с охраной государственных зданий, в полицию, в образовательные учреждения;
  • лицу, которое привлекалось по этим статьям, с большой вероятностью не снимут досрочно судимость по приговору суда;
  • если гражданином, одновременно со ст.ст. 20.20, 20.21 КОАП РФ, совершены еще и другие правонарушения или преступления, состояние опьянения по ним будет расцениваться как отягчающее обстоятельство, что повлияет на ужесточение наказания.

Что входит в понятие общественного места?

Если руководствоваться кодексом об административных правонарушениях принятым в Российской Федерации, можно смело сказать, что общественным местом может быть любым местом, в котором возможно появление физических лиц.

Если глубже вникнуть в суть статьи 20.20 КоАП РФ, а также прочитать комментарии к ней, то можно выделить критерии, по которым производится определение общественного места. К этим местам можно отнести, где:

1. Могут появляться физические лица в любое время в течении суток.

2. Может появиться скопление людей во время проведения, каких-то мероприятий.

3. Не являющиеся частной собственностью или не используются в индивидуальном порядке.

Если составлять перечень общественных мест, то в него можно внести:

1) Домовые и придомовые территории:

  • лестничный пролет и лестничная площадка;
  • подъезд;
  • лифт;
  • игровая площадка для детей;
  • двор.

2) Зоны отдыха:

  • сквер;
  • парковая зона;
  • садовые посадки;
  • территории вокруг озер, прудов, водохранилищ;
  • территории вдоль рек;
  • пляж.

3) Торговые и обслуживающие населения организации:

  • магазин;
  • салон красоты;
  • рынок;
  • торговый центр.

4) Организации культуры:

  • цирк;
  • театр;
  • кинотеатр;
  • библиотека.

5) Административные здания.

6) Спортивные сооружения:

  • стадион;
  • бассейн;
  • каток.

7) Улица.

8) Общественный транспорт:

  • такси;
  • автобус;
  • трамвай;
  • метро.

9) Вокзалы:

  • аэропорт;
  • железнодорожный;
  • морской;
  • речной.

10) Образовательные учреждения:

  • детский садик;
  • школа;
  • институт;
  • спортивная школа.

Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно:

1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;

2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;

3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Выделяют следующие методы административного права:

1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Воздействие административного права на общественные отношения:

– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;

– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

Читайте также:  О том, как сейчас выглядит процедура усыновления ребёнка (Часть 1)

– за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

Сущность административного права:

– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;

– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;

– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений. Взаимодействие с конституционным правом:

Конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

Взаимодействие с гражданским правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

Отличие от других отраслей права:

– по предмету, методам и функциям;

– частное право основано на принципе равенства участвующих в отношении субъектов. Административное право – это всегда отношения двух субъектов, один из которых обладает властными полномочиями.

Многие отрасли права, в настоящее время признаваемые самостоятельными, ранее выделялись лишь в качестве подотраслей административного права; после того как их предмет был полностью сформирован, произошло выделение подотраслей административного права в самостоятельные отрасли российской системы права: земельное, аграрное, экологическое и т. д.

Воздействие административного права на общественные отношения:

– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;

– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

– за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

Итак, четкого понятия общественного места законом не предусмотрено. Есть только характерные признаки того, какая территория, посещаемая гражданами, может иметь подобное название. Городские улицы, остановочные комплексы, различные учреждения для обслуживания населения, железнодорожный транспорт и автобусы напрямую относятся к местам, где собирается неограниченное количество людей. Значит, и штрафные санкции коснутся только тех людей, которые своими аморальными действиями и поведением нарушают спокойствие граждан на той территории, где могут беспрепятственно находиться другие лица. Например, человек, ожидающий автобус, не обязан быть пассивным курильщиком и вдыхать дым от сигарет, которые курит рядом стоящий гражданин. За подобные действия последний подлежит привлечению к ответу и наказанию по КОАП. То же самое касается лиц, которые в обнаженном виде купаются в фонтане в центре городской площади либо ходят по улицам и высказывают непристойные выражения в адрес посторонних людей.

Понятие общественного места закреплено лишь в отдельных правовых актах и считается очень шатким. Наиболее точно главный смысл этого определения можно уловить из статей 20.1, 20.20 Кодекса об административных нарушениях. Ведь за указанные проступки гражданин несет наказание, а следовательно, здесь появляются и последствия. Так, например, лицо, задаржанное в состоянии опьянения в общественном месте, может быть поставлено на учет у нарколога.

Кроме того, на пьяного человека прохожие всегда смотрят с презрительным удивлением. Конечно, ведь лицо в таком состоянии себя совсем не контролирует. В некоторых случаях опьяневшие люди появляются в общественных местах в полураздетом виде и не считают это неприличным. Вот здесь и срабатывают законодательные нормы. Ведь находиться в состоянии опьянения в местах общего пользования недопустимо.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Читайте также:  О бесплатном проезде на пригородных электропоездах

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Зачем нужно понятие «общественное место»?

В принципе, в общественных местах наблюдается определенное скопление людей, именно по этой причине, существует своеобразная необходимость курировать и контролировать взаимоотношения граждан в таких условиях. Заметим, что сам по себе термин «общественное место» встречается во многих федеральных законах. Даже в уголовном кодексе присутствуют оговорки о совершении преступлений в общественных местах. Все же, основное понятие вводится в пользование именно КоАП РФ, где есть несколько статей, тесно соприкасающихся с понятием «общественное место».

В нашей стране существует своеобразный запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах. В тоже время, законодательство определяющее данное понятие, считается весьма неоднозначным в сфере самой трактовки. Таким образом, определить с юридической точки зрения, какое место считается общественным, порой, бывает крайне трудно. Именно по этой причине, администрации некоторых регионов стараются выпустить дополнения в виде постановлений, в которых указываются те места, где запрещается распитие алкогольных напитков. Ведь трактовка закона определяет, что любое место, где появляются или же могут появиться посторонние люди, признается общественным. Исключение составляют только помещения движимого и недвижимого имущества, которое используется в личных целях и находится в частной собственности.

P.S. Если Вам требуются оспорить штраф — кликните по ссылке. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество обслуживания — всё это ждёт Вас на предложенном сайте.

Государственная политика в области образования остается неизменной. Считается, что только в образованном государстве формируются неоспоримые аспекты интенсивного и прогрессивного…

Многие знают о том, что российское законодательство предусматривает наказание за курение и распитие спиртосодержащих напитков в общественных местах. Однако понятие это настолько расплывчато, что не отражает в своем названии конкретные помещения и территории. Так что является общественным местом?

Если обратиться к словарю, то общественным местом можно назвать часть улицы и здания (сооружения), которое свободно либо за некоторую плату доступно для людей в определенное время или постоянно. Под такое определение попадают любые места, где способны беспрепятственно оказаться один или несколько человек. То есть это могут быть улица, парк, стадион, кафе, больница, школа, магазин, общественный транспорт, подземный переход, подъезд многоквартирного дома и многое другое.

Но означает ли это, что курить и пить алкоголь разрешается только в собственной квартире? Например, является ли ресторан общественным местом, где запрещено употребление спиртосодержащих напитков? И считать ли лестничную площадку в жилом доме общественным местом, в котором нельзя курить?

К сожалению, российское законодательство не содержит единого толкования этого термина, поэтому в отдельных случаях могут возникать юридические коллизии и окончательный вердикт в том или ином деле выносит суд на основании собственных суждений.

Обычно в определении того, что является общественным местом по закону, юристы ссылаются на Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Федеральный закон № 15-ФЗ от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», содержащие неполный перечень таких помещений и территорий.

Согласно ст. 20.20 и 20.21 КоАП, запрещено употребление алкоголя и наркотиков, равно как и нахождение в состоянии опьянения на улицах и стадионах, в скверах и парках, в транспортных средствах общего пользования, а также в других общественных местах. Подобной формулировкой законодатель приравнивает перечисленные объекты к общественным местам и оставляет за собой право дополнять список. Однако такое определение отнюдь не запрещает насладиться бокалом вина в ресторане.

Особенности национальных и локальных определений

В рамках одного и того же государства признаки общественного места не универсальны, и устанавливаются в контексте конкретных законодательных и нормативных актов. Эти уточнения, — как правило, в виде исчерпывающего перечисления, — определяются нормотворцем в пределах его компетенции, соответственно кругу задач, регулирование которых предполагает соответствующий акт. Юридическое значение признаков (перечней) общественных мест, определяемых в актах местной власти, ограничено пределами её территориальной и административной компетенции, при безусловном верховенстве законов государства над местными нормами.
Типология общественных мест в разных странах неодинакова уже в силу различий их местных законодательств. При этом в отношении одного и того же типа общественного места в разных странах могут действовать разные наборы требований, ограничений и запретов.

В составе общественных мест (англ. public space) и в России, и за рубежом выделяются места общего пользования (англ. common space) — замкнутые или отгороженные пространства или помещения, предназначенные для временного использования, причём иногда — частного (душевые, туалеты, пляжные кабинки и т. п.). Данное словосочетание в русском языке неоднозначно: здания, в контексте планировки которых оно обозначает помещения, совместно используемые гражданами с бытовыми целями (кухни, ванные, туалеты и т. п.), могут по своему назначению относиться как к общественными, так и к сугубо частным местам.

Также в составе общественных мест выделяются учреждения, где доступность для всех граждан ограничивается в силу распорядка дня или других технических либо естественных причин. В числе общедоступных учреждений особо выделяются органы власти и занимаемые ими помещения (до революции в России называвшиеся присутственными местами). Есть прецедент использования этого «устаревшего» термина и в нормативном акте 2008 года (правда, не имеющем силы закона).

В англоязычной литературе, посвящённой градостроительству и ландшафтному дизайну, термин public space используется в значении, приближающемся к административно-правовым формулировкам. Вместе с тем, некоторые учёные-политологи оперируют термином public space в отвлечённой, узкой коннотации с публичной сферой (англ. public sphere) общественно-политической активности, подразумевая не только места массового скопления людей, но и в целом пространство (не исключая виртуальное), в котором есть возможность публичного высказывания и формирования общественного мнения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *