- Частное право

Что делать, если отказывают в приеме в детский сад?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если отказывают в приеме в детский сад?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Порядок проверки статуса заявления зависит от порядка его первоначальной подачи. Удобнее всего отслеживать статус заявления через сайт Госуслуги: после регистрации и принятия отдельных решений статус меняется в личном кабинете заявителя, и приходят соответствующие уведомления. Здесь же вы можете увидеть, какой в очереди ваш ребенок, у кого есть льготы и когда подойдет ваша очередь. Вы здесь же увидите нулевой статус, что будет обозначать право на получение путевки в заявленное учебное заведение или отказ по причине отсутствия мест.

Как снять ребёнка с учёта на распределение в детский сад

Если отпала необходимость в отправке ребенка в дошкольное учреждение, то снять с учёта можно в том же порядке, в котором ставили. Если заявление предоставлялось через портал Госуслуги, то достаточно зайти в личный кабинет, перейти в раздел с заявлениями, выбрать нужное и нажать на кнопку «Отменить заявление».

При полученном уведомлении о направлении в дошкольное учреждение отказаться можно, выбрав пункт «Отказываюсь от зачисления» с указанием причин (вариант более не подходит по месторасположению, передумали отдавать ребенка в муниципальное дошкольное учреждение и прочие).

При первоначальном предоставлении документов лично на бумажном носителе, необходимо подойти в орган местного управления образованием, куда подавали заявление о постановке на учёт для того, чтобы вам разъяснили порядок отказа от направления в детсад в вашем регионе.

На практике не всё так просто

По закону место в детском саду обязаны дать после того, как ребёнку исполняется 3 года. До этого — при наличии мест в яслях. Как только ребёнку исполнилось 3 года, можно идти в Департамент образования и просить место. Они его обязательно найдут, поскольку закон на стороне родителей. Однако детский сад может быть в десятках километрах от дома. В федеральных законах нет привязки дошкольного образовательного учреждения к месту жительства.

Брать или не брать — решение родителей. Многие место берут, пишут заявление на перевод и продолжают сидеть дома.

Перевод детей осуществляется тоже в порядке очереди при наличии мест. Большой разницы между тем, кто уже устроен и тем, кто пойдёт впервые, в большинстве случаев нет. Но, пока кто-то просто держит место и не пользуется им, другой остро нуждается в садике, но не может туда попасть.

Алгоритм действий, если ребенка не взяли в садик

Наиболее часто ребенка не берут в детский садик из-за того, что у ребенка нет всех необходимых прививок илт медицинской карты, которую не дают тем, у кого нет прививок. При этом в Федеральном законе указано, что родители могут добровольно соглашаться или отказываться от прививок. Поэтому нужно просить, чтобы врач дал вам справку о том, что медицинской карты у вас пег по причине того, что у ребенка нет вакцинации. В большинстве случаев в медицинских учреждениях не соглашаются на эго, так как это противоречит закону России, и отдают медицинскую карту на руки родителям.

В детском саду могут отказать в приеме ребенка в учреждение из-за того, что нет прививок ссылаясь на санитарные нормы, и на то, что ребенок будет находиться рядом с привитыми детьми и быть угрозой их здоровью. Можно сказать в садике, что это не закон, а подзаконный акт, и это не отменяет право родителей на отказ от вакцинации. В садике могут потребовать справку с результатами проверок, можно в этом случае просить дать письменное направление, где будет указана причина.

Однако все эти действия могут не иметь нужного результата, потому что в медицинской карте врач напишет о том, что ребенку не рекомендовано посещение детского сада. В детском садике могут сказать, что в учреждение принимают только обследованных детей, или могут указать на то, что в садике будет плановая вакцинация живыми вакцинами. Тогда можно попробовать написать жалобу на врача, написавшего так в медицинской книге, на имя главного врача клиники. Составленное заявление можно зарегистрировать у секретаря, а второй экземпляр, с отметкой о принятии, взять себе. В течение месяца должны будут дать ответ на запрос. Однако в ответе может прийти информация, которую вы не ждете.

Далее можно написать жалобу и письмо на больницу и сотрудников детского садика, если со стороны руководства были нарушения, и отправить это в департамент образования и прокуратуру. Такие письма с жалобами можно отправить в Роспотребнадзор и отдел здравоохранения. К жалобе нужно приложить копии ответов из больницы. По решению прокуратуры может быть принята сторона родителя или же письмо будет отправлено руководству Роспотребнадзора.

Независимо от того, куда решит обратиться родитель для защиты прав своего ребенка, это лучше сделать в письменном виде. Составить жалобу можно в свободной форме, указав информацию следующего характера:

  • реквизиты ведомства, куда обращается заявитель (если документ подается конкретному лицу, следует написать его ФИО и должность);
  • персональные данные, адрес и контактный телефон заявителя (эти сведения будут использоваться для предоставления ответа по факту рассмотрения);
  • номер и адрес детского сада;
  • было ли подано заявление на постановку на учет, какой номер был присвоен;
  • причина отказа (было ли получено письменное решение администрации);
  • с каким должностным лицом предпринималась попытка урегулировать ситуацию, какие договоренности были достигнуты;
  • ссылка на законодательные акты, которые были нарушены администрацией детского сада;
  • перечень требований: рассмотреть обращение по существу, провести проверку по озвученным фактам, принять меры и сообщить о полученном результате;
  • опись приложенных документов (при наличии);
  • дата, подпись.
Читайте также:  О том, как сейчас выглядит процедура усыновления ребёнка (Часть 1)

В случае необходимости к жалобе можно приложить следующие материалы: письменный отказ администрации, заявление о принятии ребенка в ДОУ, свидетельство о рождении, видеозапись разговора с заведующей и т. д.

Нет постоянной регистрации

Далеко не каждый гражданин РФ зарегистрирован по адресу проживания, что не запрещено законом. Поэтому родители могут устроить малыша в любой садик страны без привязки к какому-либо региону. Для этого достаточно своевременно зарегистрироваться в электронной очереди, и подать в выбранный ДОУ заявление и необходимые копии документов. Но, пользуясь низкой юридической грамотностью родителей, администрация может отказать в приеме, сославшись на отсутствие постоянной регистрации, тем самым нарушив закон.

Если ситуацию не удастся урегулировать без вмешательства контролирующих органов, придется пожаловаться в Департамент дошкольного образования. Предварительно важно получить у заведующей письменный отказ, где указана причина непринятия в ДОУ. Не исключено, что, убедившись в намерении родителей отстаивать свои права, она пересмотрит решение без вмешательства надзорных органов.

Если в приеме отказано из-за отсутствия постоянной регистрации, можно сразу обратиться в Прокуратуру. Но предварительно все равно придется получить письменный ответ от руководства ДОУ.

Выплаты при непосещении детского сада

Рассказываем, на какие пособия можно рассчитывать, если ваш ребёнок не получил место в детском саду.

— Моему сыну 2,5 года, место в детском саду нам не дают. Слышала, что есть выплаты за непосещение садика. Какие пособия нам положены?

Существует несколько выплат, если ребёнок не ходит в детский сад. В Кирове предусмотрено ежемесячное пособие на детей от полутора до трёх лет, которые не посещают дошкольные учреждения. Размер выплаты составляет 2 500 рублей. Получение денег возможно при соблюдении следующих условий:

  • родители и ребёнок должны были прописаны в Кирове и проживать в городе;
  • один из родителей получает ежемесячное пособие на ребёнка, предусмотренное ст. 4 Закона Кировской области «О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», либо семья имеет статус многодетной малообеспеченной семьи региона;
  • ребенок поставлен на учет для зачисления в детский сад.

Документы (подробный список указан здесь) для получения выплаты принимаются не ранее чем за 10 рабочих дней до достижения ребёнком возраста полутора лет. Пособие назначается со дня обращения, но не раньше, чем малышу исполнится полтора года.

На областном уровне предусмотрена ежемесячная выплата в размере 5 тысяч рублей на второго ребёнка в возрасте от полутора до трёх лет, который не ходит в детский сад. Он должен быть рождён после 31 августа 2017 года. Кроме этого, среднедушевой доход на одного члена семьи на момент назначения пособия не должен превышать 21 тысячу рублей.

Обращение в местное управление образования по вопросу непредставления места в детском саду ребенку из многодетной семьи.

Если личная беседа с руководителем дошкольной организацией не привела к успеху, то необходимо обращаться в местное управление образования (или оно может называться еще комитетом по образованию или департаментом). В этом случае необходима не только устная беседа, но и письменное обращение, которое можно передать на приеме лично сотруднику управления.

Само обращение необходимо оформить в двух экземплярах, один из которых вам вернут с регистрационным номером и датой приема. Ждать ответа придется около 30 дней, возможно и раньше. Учитывая, что государственные органы имеют право отвечать на обращения граждан в течение месяца, то озаботиться наличием места в детском саду необходимо заранее, а не непосредственно перед началом учебного года.

Если нет возможности лично посетить управления образования, то можно направить свое обращение письмом через Почту России. При этом не забудьте сохранить чек об отправке письма, и по идентификатору можно будет отследить, когда письмо будет получено. После этого можно будет звонить и узнавать о результатах рассмотрения вашего обращения.

Заявление в детский сад — правила подачи

Согласно российскому законодательству, гражданам нашей страны должно быть предоставлено место в детском саду и отказ в этом неправомерен. Ввиду этого, заведующая детским садом обязана внести данные о ребенке в соответствующий журнал и сообщить родителям номер очереди, а также предполагаемый срок поступления в детский сад. Если вам отказано в записи, вы вправе потребовать у ответственного лица письменное подтверждение отказа с указанием причин. Далее этот документ можно использовать в судебных разбирательствах как весомый аргумент в вашу пользу. Однако, учитывая тот факт, что число детей подходящего возраста зачастую гораздо больше вакантных мест в дошкольном учреждении, попасть туда получается далеко не всем.

Один из главных факторов, влияющих на успешное поступление в детский сад — своевременность подачи заявления. Чем раньше это будет сделано, тем лучше. Рациональные родители наносят визит заведующей детсадом сразу же после появления малыша на свет, точнее, сразу же после получения свидетельства о рождении. Это позволит значительно увеличить шансы ребенка попасть в группу, ведь он будет находиться гораздо выше в списке претендентов, нежели если записать в детский сад спустя год или два после рождения.

Отказ в приеме ученика по месту прописки из-за отсутствия мест

Граждан принимают в образовательные учреждения в соответствии с документами разного уровня: федерального, регионального и муниципального. На общероссийском уровне порядок приема граждан прописан в Приказе Министерства образования и науки от 2014 года №32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». С 2021 года он заменен новым Приказом от 2 сентября 2020 года №458 «Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Вопросы, которые не прописаны в указанном документе, решаются в соответствии с уставом и прочими локальными документами, регламентирующими деятельность школы. С данными документами родителей обязаны ознакомить перед поступлением ребенка в образовательное учреждение, и ст. 29 Закона об образовании гарантирует их информационную открытость.

Локальные документы не могут ухудшать положение школьников и их родителей по отношению к федеральным законам. С учетом того, что в п. 5 Приказа Министерства образования и науки от 2014 года №32 (п. 15 Приказа от 2 сентября 2020 года №458) единственной причиной для отказа в приеме в образовательное учреждение является отсутствие свободных мест, школы не вправе в одностороннем порядке расширять перечень оснований для отказа.

К полномочиям органов местного самоуправления относится учет детей, закрепленных за определенной территорией. До 15 марта органы власти распределяют территорию города между школами (с 2021 года), в 2020 году – до 1 февраля.

На основании ч. 2 ст. 43 Конституции и п. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общее образование. При этом граждане могут выбирать любую школу независимо от места жительства.

Но при получении школьного образования необходимо обеспечить территориальную доступность школы для всех граждан, проживающих на близлежащей территории; они вправе получать образование соответствующего уровня. Дети с пропиской на закрепленной территории могут подавать заявления с 1 апреля по 30 июня. Такое правило действует с 2021 года (на основании п. 17 Приказа от 2 сентября 2020 года №458). Ранее заявления подавались с февраля.

Порядок приема детей в школу не зависит от того, оформлена ли у ребенка постоянная или временная регистрация. Главное, чтобы временная регистрация на момент зачисления ребенка продолжала действовать. При этом свидетельство о регистрации служит лишь подтверждением факта проживания на закрепленной за школой территории. Но доступ ребенка к школьному образованию не может ограничиваться из-за отсутствия свидетельства о регистрации.

Ребенку, проживающему на закрепленной территории, вправе отказать в приеме в общеобразовательное учреждение из-за отсутствия мест. Это единственная правомерная причина для отказа.

Родители, выбравшие школу в другом муниципалитете или регионе, могут рассчитывать на прием детей в класс, но с некоторой отсрочкой. Они вправе передать документы в другую школу независимо от регистрации после 6 июля, и ребенка примут при наличии мест. Вопрос о зачислении будет окончательно решен только 5 сентября (на основании ч. 3 ст. 17 Приказа от 2 сентября 2020 года №458). Но первоначально в класс зачислят всех детей, зарегистрированных на определенной территории, а также льготников, поэтому высока вероятность того, что ребенка с другой территории проживания не возьмут.

Во всех ли садах должны быть дежурные группы

Обязанности организовать дежурную группу в каждом детском саду нет. Местные власти должны определить потребность родителей в дежурных группах и организовать столько групп, сколько необходимо. Вполне возможно, что будет достаточно только одной дежурной группы на весь район.

Чтобы на ребенка выделили место в дежурной группе, нужно заранее сообщить воспитателям, что семья в нем нуждается. Обычно еще нужно заполнить заявление, но в некоторых регионах это не требуется — достаточно устной просьбы родителей предоставить ребенку место.

В 2020 году каждый родитель должен был предъявить справку с работы. Места в дежурной группе предоставляли только детям, чьи родители работали на предприятиях из особого списка: например, в аптеках, продуктовых магазинах или метро. В 2021 году жесткого требования нет — обычно хватает указания места работы в заявлении. Если администрация детского сада захочет, то сможет проверить, действительно ли родители работают в той организации, которую указали.

Исключение — детские сады Москвы: там и сейчас требуют справку с работы родителей. Ее можно принести в бумажном виде, а можно отправить по электронной почте.

Другие документы в детском саду требовать не должны.

Как все устроено в дежурных группах

В дежурных группах дети не делятся по возрасту. В одной и той же группе может оказаться как малыш, который еще не успел до конца адаптироваться к детскому саду, так и воспитанник старшей группы. Обычно в таких группах не больше 12 человек, а воспитатели работают по определенному графику и меняются каждый день.

Если ребенок ходит в дежурную группу, родители платят по обычному тарифу. А если не ходят, плату за вынужденные выходные вычтут из итоговой квитанции.

В 2020 году никто еще не думал о том, как перестроить программу занятий, чтобы она увлекала детей разного возраста. Главным было позаботиться о здоровье детей и пережить сложное время. Сейчас у воспитателей уже есть опыт работы со смешанными группами, и к организации времени в течение дня они подходят более осознанно.

Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры — 2022: инструкция по НДФЛ

Выход

Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу – это может говорить об аутистических особенностях характера.

Выход

Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости. Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием. Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют.

Начну с личной истории. Моя дочь Элина пошла в группу короткого дня в 2,3 года (на полный день пока еще не перешли). Не скажу, что были большие проблемы, истерики, но стоило нам пропустить несколько дней, как возвращались слезы. А еще каждый день она повторяла одну и ту же фразу: «Я не хочу в садик».

Вместе с тем я заметила, что дочка с большой охотой проводит время в игровых комнатах, не обращая внимания, есть ли поблизости мама. Однажды после очередного перерыва хождения в сад я ей сказала примерно следующее: «Садик — это и есть игровая комната, там много игрушек, давай пойдем туда завтра поиграть». Признаюсь, сама этого не ожидала, но дочке идея понравилась! Теперь она запрещает называть садик садиком 😉 Только игровая комната!

От подарков до фотографии

У контент-менеджера МИФа Екатерины Зениной есть дочь Кристина (3 года). К детскому саду они готовились заранее.

Совет всем родителям: приходите гулять вместе с ребенком в садик, который собираетесь посещать, рассказывайте про него, что там есть игрушки и воспитатели, показывайте, как там гуляют детки. Ребенка необходимо готовить к походу в детский сад. Нельзя прийти в первый день, отдать ребенка и потом надеяться, что он полюбит детский сад и будет с радостью туда ходить изо дня в день. Если есть возможность, познакомьтесь с будущими воспитателями. Морально готовьте ребенка к тому, что в скором времени он будет находиться без мамы в садике, что мама будет в это время работать и обязательно вернется за ним.

В первый день лучше всего сходить с малышом на прогулку вместе с группой. Если нет такой возможности, то оставьте его не более, чем на 2 часа. Во второй день, если все прошло благополучно, можно оставить на 3-4 часа и постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

Несмотря на все вышеперечисленные аргументы, по данным РАНХиГС 64,6 % детей посещают детские сады в России и только 35,4% воспитываются либо дома, либо в частных садах. В большинстве случаев это связано с тем, что многие мамы вынуждены отдавать ребёнка в садик, чтобы выйти на работу. Вместе с тем, как отмечает детский психолог Светлана Бояринова, в возрасте 3-6 лет перед ребенком стоят глобальные задачи развития:

  • развитие собственного, отдельного от других «Я»;
  • развитие настойчивости, а также способности полагаться на себя, справляться с неудачами, критикой;
  • развитие способности брать на себя ответственность за свои действия и решения;
  • развитие способности делиться с другими по доброй воле;
  • развитие умения конструктивно справляться с фрустрацией (разочарование, глубокая неудовлетворенность) и агрессивными тенденциями;
  • понимание своих чувств и чувств других людей;
  • умение следовать устным указаниям;
  • разумная независимость в повседневных навыках (умывание, одевание, пользование туалетом, еда);
  • формирование реалистичных понятий о физическом и социальном мире;
  • умение идентифицировать роли, соответствующие половым различиям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *