Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экономику решили спасать налоговыми льготами и офшорами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная причина ввода единого тарифа по страховым взносам – объединение двух государственных внебюджетных фондов: ПФР и ФСС. В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ, изменения вступят в силу с 1 января 2023 г. Обновленное название будет звучать так: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Какова величина единого тарифа страховых взносов?
Согласно п. 3 ст. 425 НК РФ единый размер страховых взносов устанавливается в отношении взносов на:
-
обязательное пенсионное страхование;
-
обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ);
-
обязательное медицинское страхование.
С 2023 г. единый тариф страховых взносов составляет 30% в пределах установленной единой предельной величины расчетной базы и 15,1% сверх нее.
Другие единые тарифы страховых взносов установлены для прокуроров, судей и сотрудников Следственного комитета РФ:
В отношении кого применяются |
Единый тариф страховых взносов |
Примечание |
Основание |
|
В пределах расчетной базы | Сверх расчетной базы | |||
Прокуроры |
2,9% |
5,1% |
Отсутствуют взносы на обязательное пенсионное страхование |
п. 4 ст. 425 НК РФ |
Сотрудники Следственного комитета РФ |
||||
Судья федеральных судов |
||||
Мировые судьи |
Общий тариф страховых взносов
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 239-ФЗ в 2023 году подавляющее большинство организаций и ИП перейдет на уплату страховых взносов по единому тарифу. Единый тариф объединит страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, а также страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. «б» п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 239-ФЗ).
Величина общего тарифа страховых взносов с 1 января 2023 года составит (п. 3 ст. 425 НК РФ):
- 30% – в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
- 15,1% – свыше предельной величины.
Нулевой тариф страховых взносов
В число плательщиков, имеющих право на уплату страховых взносов по общему тарифу 0% с 2023 года, вошли (п. 2.3 ст. 427 НК РФ):
- организации, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа в морских портах);
- международные организации, получившие статус участника специального административного района на территориях Калининградской области или Приморского края и производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов.
Льготная ставка страховых взносов 0% может применяться указанными компаниями исключительно в отношении выплат членам экипажей судов. Данный тариф страховых взносов установлен на период с 2023 по 2027 год включительно.
Льготные тарифы страховых взносов с 2023 года
Совокупная ставка страховых взносов |
Период действия льготной ставки страховых взносов |
Кто сможет применять |
7,6% |
Бессрочно |
|
7,6% |
В течение 2023-2024 годов |
|
15% |
Бессрочно |
|
0% |
В течение 2023-2027 годов |
|
Как рассчитывается доля
Для определения права на страховые льготы налоговая служба ориентируется на доход от конкретного вида деятельности, получаемый бизнесом. В том случае, если компания выполняет работу по установке и сопровождению программ и баз данных, которые не были адаптированы или модифицированы организацией, то доход от этих услуг не относится к ИТ-области и не включается в долю, к которой применяются сниженные тарифы на страховые взносы.
Однако если при выполнении аналогичной работы организация проводила доработку ПО под конкретные требования заказчика, то доход от подобной деятельности соответствует критериям получения льгот. Для того, чтобы положенные преференции были применены, компания должна документально подтвердить такой доход, предоставив отдельно заключенные договоры по данным услугам.
Что происходит сейчас, после введения новых налоговых льгот. Норма о моратории на проведение плановых проверок ИП, малого и среднего бизнеса до 2024 года вступила в силу 10 марта. При этом компания Вебфлай 10 марта получила письмо от ФНС о проведении плановой камеральной проверки за 2020—2021 год. Налицо явное расхождение с законом. Однако оспаривать запрос мы не стали, собираем документы для отправки в налоговую.
Как может развиваться ситуация с другими мерами поддержки:
-
Льготные кредиты до 3% ИТ-компаниям, скорее всего, будут выдавать государственные банки: Сбер, ВТБ, Открытие, ПСБ, РСХБ, Почта банк и другие. Минцифры разъяснило, что в программу льготного кредитования войдут требования к компаниям по отказу от сокращения сотрудников и индексации оплаты труда. Других подробностей пока нет.
-
Уменьшение налога на прибыль для ИТ-компаний с 3% до 0% также вызывает ряд вопросов. Налог на прибыль есть только у компаний на общей схеме — это доходы минус расходы. Вебфлай и большое количество ИТ-компаний применяют упрощенную систему налогообложения, то есть у них нет налога на прибыль, а есть налог на доходы 6%. И получается, что уменьшение налога на прибыль большинство ИТ-компаний не смогут получить, из-за того, что «сидят» на УСН. Хотелось бы эту меру поддержки распространить и на компании, применяющие УСН. Ждем объяснений от ведомств на этот счет.
-
Упрощение процедуры найма иностранных сотрудников и получение ими вида на жительство удобно тем, что многие компании производят релокацию в ближайшие страны СНГ, а новая мера — это обратный ход государства с целью привлечь в страну зарубежных специалистов. Встает вопрос ставки НДФЛ для таких сотрудников до получения статуса резидента РФ. До получения вида на жительство налог на доходы физических лиц составляет 30%. И будут ли по ним возмещать 13% НДФЛ, уплаченного за сотрудников, после получения статуса резидента, тоже пока не ясно.
-
Расширение критериев ИТ-компаний. Ранее Минцифры установили, что ИТ-компании — это только те, кто самостоятельно разрабатывают ПО на заказ, либо предоставляют его модификации. После расширения льготы могут получить также создатели приложений для смартфонов, интеграторы, которые адаптируют, внедряют и поддерживают российское, но не свое ПО, интернет-компании, размещающие рекламу.
Теоретически Яндекс и ЦИАН теперь тоже могут претендовать на льготы Минцифры. В критерии расширения попадают доходы на оказание дополнительных услуг с использованием приложений и онлайн-сервисов этих организаций. Потенциально сюда можно отнести доставку еды, цветов и любых товаров через приложения. Формулировки Минцифры пока довольно обтекаемы. Также нужно дождаться разъяснений ФНС и Минфина.
-
Продвижение отечественного софта в госструктурах, и в целом. Государство пытается упростить процесс закупки софта и будет продвигать покупку программ отечественных разработчиков. Это явно увеличит рынок b2g для разработчиков российского софта, их продукты часто можно будет встретить в тендерах. И обязательно там появится требование о нахождении компании в Реестре отечественных разработчиков.
-
Отсрочка от армии для специалистов ИТ-компаний до 27 лет, с одной стороны, будет привлекать молодых специалистов в сферу. По федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» для отрасли обучат более 110 тысяч специалистов к 2024 году. Тем самым на разработчиков будет бум.
С другой стороны, Минцифры разъяснило, что отсрочка коснется только 1) сотрудников аккредитованных ИТ-компаний, 2) имеющих профильное образование и 3) непосредственно вовлеченных в разработку программного обеспечения и его внедрение.То есть менеджер по продажам или специалист техподдержки, уже не попадает в эту категорию. Также отсрочка распространяется только на время работы сотрудника в аккредитованной ИТ-организации.
-
Отмена НДФЛ и предоставление льготной ипотеки. В Указе президента РФ есть формулировка «выделить средства» на улучшение жилищных условий работников ИТ-компаний и повышение уровня их заработной платы. Возможно, в дальнейшем этот пункт конкретизируют и укажут, что улучшение жилищных условий — это именно льготная ипотека под 5% годовых, а увеличение заработной платы — это, в том числе, отмена НДФЛ.
Преимущества, которые получают аккредитованные компании
Основные преференции, которые дает этот налоговый маневр для бизнеса:
- Нулевая налоговая ставка на прибыль до конца 2024 года по региональному налогу и 3% по налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет. Пока осуществляется переходный период, компаниям всё же рекомендуется подавать нулевую декларацию в ФНС.
- Мораторий на налоговые проверки, проверки трудовых инспекций и других надзорных ведомств на тот же период. В части плановых выездных проверок ФНС мораторий продлен до 3 марта 2025 года. Однако это не значит, что можно нарушать НК РФ: внеплановые проверки остаются, и в последующем, при выявлении нарушений за прошедший период моратория, могут быть наложены взыскания.
- Снижение тарифа страховых взносов с 14% до 7,6%.
- Получение банковских кредитов по льготной ставке 3% (в форме субсидирования процентной ставки) на развитие IT-проектов. Правила их получения установлены Постановлением Правительства РФ №754 от 26.04.2022 г. Если сейчас такой кредит могут получить только те компании, которые имеют право на налоговую льготу, то в ближайшие месяцы это требование может быть устранено. В настоящее время Минцифрой предложен проект постановления, который отменит это условие. Достаточно будет иметь аккредитацию в этом ведомстве.
Акция. Консультация юриста 2500 рублей БЕСПЛАТНО до 21 сентября
- Бесплатное пользование любым видом общественного городского транспорта, за исключение маршрутных такси и такси (на такую льготу может и рассчитывать и сопровождающее инвалида лицо).
- Бесплатное предоставление лекарственных препаратов, при условии, что они выписаны лечащим врачом. А также медицинской техникой, специальной ортопедической обувью и перевязочными материалами по назначению лечащего врача.
- Бесплатно предоставляется возможность раз в год пройти санитарно-курортное лечение (такая возможность предоставляется в течение первых трёх лет инвалидности).
- Бесплатное зубное протезирование и протезирование конечностей с предоставлением протезов.
- Укороченную до 35 часов рабочую неделю и увеличенный до 60 дней отпускной период, для работающих лиц.
- Освобождение от налога на имущество, и уменьшение налога на транспортное средство.
- Освобождение от уплаты Госпошлины при обращении в суд по имущественным спорам, при цене требований до 1млн. рублей.
- Право на получение земельного надела.
- Льготы при оформлении страхования, в том числе и ОСАГО.
- Право на льготное поступление в ВУЗ, а также возможность получать повышенную стипендию.
Налоговые льготы для организаций, осуществляющих научно-техническую и внедренческую деятельность
«Финансовая газета», 2008, N 17
С целью стимулирования научно-технической и внедренческой деятельности организаций законодатель расширил налоговые льготы, внеся соответствующие изменения и дополнения в налоговое законодательство.
Научно-техническая деятельность — это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп. от 01.12.2007).
Внедренческая деятельность определена в Письме Инновационного совета при Председателе Совета Министров РСФСР от 19.04.1991 N 14-448 и Минфина России от 14.05.1991 N 16/135В как деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.
Ссылки на Закон N 127-ФЗ нередко встречаются в отдельных главах НК РФ, в то время как ссылка на определение внедренческой деятельности в главах НК РФ отсутствует, что создает прецеденты для споров между фискальными органами и налогоплательщиками, осуществляющими внедренческую деятельность при использовании последними предусмотренных НК РФ налоговых льгот.
С целью перехода экономики на инновационный путь развития с 1 января 2008 г. вступили в действие отдельные положения Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29.11.2007) и Федерального закона от 19.07.2007 N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», расширяющие перечень налоговых льгот для организаций, осуществляющих научно-техническую и внедренческую деятельность.
Мораторий на плановые проверки
В качестве одной из мер оздоровления экономики в России до конца 2022 года введён мораторий на плановые проверки для всех форм бизнеса, в том числе и для айти-сферы. Однако для тех компаний, которые прошли аккредитацию в Минцифре, срок моратория продляется: их не будут дёргать вплоть до 2025 года.
Однако проверки могут проводиться в следующих случаях:
- имеются сведения о нарушениях в финансово-бюджетной сфере;
- выявлена неуплата взносов в фонды обязательного страхования;
- проводится проверка соблюдения таможенного и банковского законодательства;
- есть факты несоблюдения кассовой и платёжной дисциплины;
- проводится контроль иностранных инвестиций;
- надзорные органы (а конкретно Роскомнадзор) проверяют соблюдение требований о распространении информации в сети интернета;
- проводится проверка соблюдения не налогового, а иных областей законодательства (санитарного, противопожарного, трудового и т. д.).
Одним словом, ИТ-компании застрахованы от налоговых проверок – и то лишь в случае, если в их отношении нет никаких подозрений. От проверок пожарной охраны, Рострудинспекции и других надзорных органов они не защищены – поскольку это совсем другие области.
Механизм применения налоговых льгот
Совокупность налогов, уплачиваемых образовательными учреждениями, зависит от следующих факторов:
- — применения общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения;
- — реализации продукции (работ, услуг) собственного производства наряду с оказанием образовательных услуг;
- — осуществления кроме образовательных услуг других видов деятельности;
- — наличия в составе имущества земельных участков, транспортных средств.
В зависимости от названных факторов негосударственные образовательные учреждения могут являться плательщиками ряда налогов и отчислений во внебюджетные фонды. Многовариантность учета показателей деятельности организации позволяет использовать налоговую политику в целях налоговой оптимизации. В научной литературе налоговая оптимизация трактуется как совокупность плановых действий, определяющих уровень и структуру налоговой нагрузки и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом.
Учетная политика позволяет негосударственному образовательному учреждению оптимизировать налоговую базу в части таких налогов, как:
- — налог на добавленную стоимость;
- — налог на прибыль организаций;
- — налог на имущество организаций.
Что касается государственных учреждений, то до 1 января 2011 г. особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями были установлены [ст. 321.1 НК РФ], положения которой порождали больше вопросов, чем ответов, особенно при ее применении во взаимосвязи со [ст. 41 БК РФ]. Кроме того, много проблем было связано с распределением расчетным путем расходов, которые нельзя однозначно отнести к определенному виду деятельности. Становилось очевидным, что порядок налогообложения бюджетных учреждений нуждается в пересмотре с учетом современных экономических реалий. И вот Законом № 83-ФЗ, вступившим в силу 1 января 2011 г. признана утратившей силу. [ ст. 321.1 НК РФ]
Если коротко описать суть изменений, то с 2011 г. все государственные (муниципальные) учреждения (автономные, бюджетные, казенные) должны исчислять налог на прибыль в общеустановленном порядке в соответствии с гл. 25 НК РФ. Кроме того, в связи с изменениями бюджетного законодательства скорректирован перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы [ст. 251 НК РФ]. После 01.01.2011 к таким доходам относятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования), доведенные в установленном порядке до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям. В редакции действовавшей до 1 января 2011 г., при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывались бюджетные ассигнования, выделяемые бюджетным учреждениям. Постановлением от 10.11.2011 № 917 Правительство РФ утвердило перечень видов образовательной деятельности, которые не облагаются налогом на прибыль. [ст. 251 НК РФ]
- — реализация основной образовательной программы дошкольного образования;
- — реализация аккредитованной основной образовательной программы начального общего образования;
- — реализация аккредитованной основной образовательной программы основного общего образования;
- — реализация аккредитованной основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;
- — реализация аккредитованных основных образовательных программ начального профессионального образования;
- — реализация аккредитованных основных образовательных программ среднего профессионального образования;
- — реализация аккредитованных основных образовательных программ высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры);
- — реализация основных образовательных программ послевузовского профессионального образования;
- — реализация дополнительных образовательных программ;
- — реализация программ профессиональной подготовки, осуществляемая образовательными учреждениями.
Гранты и субсидии для предпринимателей
В рамках государственных программ поддержки предпринимателям оказывают финансовую помощь в виде субсидий и грантов.
СПРАВКА:
Субсидия — безвозмездная компенсация государством до 70% денежных средств, потраченных на какие-либо товары или услуги. В отличие от субсидий предпринимателю, получившему грант, деньги выдают сразу, но для этого надо быть начинающим бизнесменом или проработать на рынке менее двух лет. |
Специальный коэффициент (до 2) применяется в том числе в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения НДТ, согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 № 1299-р. В перечень вошли: установка для утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, установка по переработке вторичного цинксодержащего сырья, установка для обезвреживания твердых и пастообразных замасленных отходов, установка сверхвысокочастотного излучения (СВЧ) по обеззараживанию медицинских отходов, оборудование для сортировки отходов, оборудование для утилизации изделий из резины физическим способом, линия по переработке шин, пресс для прессования отходов перед размещением и пр.
Льгота действует с 1 января 2019 г.
Согласно данным ФНС России специальный коэффициент не выше 2 в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения НДТ, в 2019 г. применили только 3 налогоплательщика, в 2020 г. – 8. По данным за 9 месяцев 2021 г. уже 12 налогоплательщиков (0,0014 % от общего числа плательщиков налога на прибыль) воспользовались льготой, а ее размер в денежном выражении составил 332,93 млн руб. При этом за период 2019-2021 гг. комплексные экологические разрешения получили 69 организаций.
Полный гид по льготам и господдержке для малого и среднего бизнеса в 2022 году
Кредитные каникулы для субъектов МСП действуют с 1 марта до 30 сентября 2022 года. В течение этого периода заемщик может снизить размер ежемесячного платежа, оформить реструктуризацию долга или взять отсрочку по кредиту на срок до 6 месяцев.
Важно! Договор с банком должен быть заключен до 1 марта 2022 года.
Если во время пандемии был отдельный реестр пострадавших отраслей, то сейчас воспользоваться кредитными каникулами может обратиться любой субъект МСП или физлицо.
Совет эксперта
Если у вас уже открыт кредит или ипотека, вы можете в индивидуальном порядке обратиться в банк, где вам подберут подходящее решение.
10 марта мэр Москвы поручил выделить 7,5 млрд рублей на льготное кредитование проектов МСП по импортозамещению. В приоритете — локализация сферы науки, промышленности, информационных технологий, общественное питание. Так, на поддержку последней власти выделят 500 млн рублей.
Кроме того, Правительство Москвы утвердило гранты для российских сетей быстрого питания. Такая поддержка направлена на создание и развитие индустрии быстрого питания, увеличение рабочих мест и замещение уходящих с рынка иностранных компаний.
Подать заявку на грант можно с 28 марта по 30 июня 2022 года. Чтобы получить грант, компания должна открыть новую точку общественного питания в сегменте фастфуд, установить доступные цены и нанять штат сотрудников. Размер гранта будут рассчитывать с учетом разных показателей работы открываемой точки, например площади помещения.
Для поддержки МСП и предпринимателей вводят дополнительные льготы при налогообложении имущества. Налогоплательщики смогут закрепить кадастровую стоимость недвижимости для расчета налога на имущество организаций в 2023 году на уровне 1 января 2022.
Кроме того, часть компаний сможет не платить налог на имущество в целом. Это касается тех предпринимателей и субъектов МСП, кто уже перешел на новый налоговый спецрежим АУСН, Данная система налогообложения предусматривает освобождение от налога на имущество. Применение АУСН начнется с 1 июля 2022 года.
Налоговая разрешила компаниям в 2022 году рассчитывать аванс к уплате в бюджет исходя из реальной прибыли.
Как перейти на авансы по фактической прибыли
Если хотите перейти на новый порядок с отчетного периода январь—март, уведомите об этом ФНС не позднее 15 апреля. Если применять льготный расчет планируете позже, сообщите об этом налоговой не позднее 20-го числа месяца, за который будете считать авансы по фактической прибыли.
Например, чтобы считать авансы из фактической прибыли за период январь—апрель, уведомление направьте до 20 апреля включительно. Также обратите внимание, что на льготной расчете декларацию по налогу на прибыль придется сдавать ежемесячно.
ФНС приостанавливает проверки, связанные с нарушением закона «О валютном регулировании и контроле». Обстоятельства, вызванные введением санкционных мер, налоговая будет рассматривать в качестве смягчающих и исключающих ответственность за такие нарушения.
До 1 июня 2022 налоговая приостанавливает блокировку операций по счетам в банке при взыскании денежных средств со счетов должников.
Если ваша компания понесла ущерб из-за санкций, вы можете обратиться в ФНС по месту учета и отложить сроки взыскания задолженности.
Налоговые каникулы – это период, в течение которого действуют нулевые налоговые ставки для некоторых категорий предпринимателей. В соответствии с поправками к ч.2 НК РФ воспользоваться льготой смогут ИП, соответствующие основным требованиям:
-
гражданин впервые зарегистрировался в качестве ИП, либо восстановил статус предпринимателя после приостановки деятельности (в последнем случае вступают в силу дополнительные ограничения, о них мы расскажем ниже);
-
в качестве системы налогообложения ИП выбрал УСН или ПСН;
-
деятельность предпринимателя связана с производством, наукой или социальной сферой, оказанием бытовых услуг: в некоторых регионах локальными законодательными актами установлены виды деятельности, на которые распространяются налоговые каникулы;
-
не менее 70% дохода предприниматель получает с работ, товаров или услуг, попадающих под действие налоговых каникул.
Если при регистрации ИП выбрал общую систему налогообложения, то право на льготу сохраняется за ним в течение двух лет с момента регистрации: предприниматель может перейти на УСН в оговоренные законом сроки или выбрать ПСН, чтобы воспользоваться нулевой налоговой ставкой.
С 2022 года налоговые каникулы распространяются и на предпринимателей, которые держат гостевые дома, отели или гостиницы (п. 4 ст. 346.20 НК РФ)
Общая продолжительность налоговых каникул – не более 2 налоговых периодов с даты регистрации гражданина в качестве ИП.
Для предпринимателей на УСН есть несколько вариантов использования налоговых каникул:
-
на этапе регистрации или в течение 30 дней с даты постановки на учет нужно подать заявление о применении УСН (форма 26.2-1), а затем указать ставку 0% при сдаче декларации по итогам года;
-
если ИП уже сдал декларацию за первый год, то воспользоваться налоговыми каникулами сможет лишь в течение второго года с момента регистрации – для этого в итоговой декларации нужно будет указать 0%.
Если ИП не знал о налоговых каникулах и не воспользовался льготной ставкой, то вернуть налоги за минувший период не получится. Можно будет лишь воспользоваться правом на льготу во втором периоде. К примеру, ИП Иванов зарегистрировался в июле 2021 года и в январе 2022 сдал декларацию и заплатил необходимые налоги (6% УСН «Доходы») и сборы. В марте 2022 из нашей публикации узнал о налоговых каникулах. Так как срок действия первого налогового периода уже прошел, воспользоваться ставкой 0% ИП Иванов сможет лишь один раз – в 2022 году.
Для предпринимателей на ПСН налоговым периодом считается срок действия патента, поэтому получить льготу можно будет только два раза (первый и второй патент). При регистрации нужно подать заявление по форме 26.5-1 с указанием нулевой налоговой ставки и реквизитов регионального закона о налоговых каникулах. В этом случае оплачивать налоги за первые два патента не придется.
Льготы для юридических лиц. Налог на прибыль
С 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 года №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» вступила в действие глава 25 «налог на прибыль организаций» НК РФ и утратил силу Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (за исключением отдельных абзацев, которые утрачивают силу в особом порядке), которым предусматривались льготы по уплате налога на прибыль малым предприятиям.
Действующий сегодня порядок налогообложения прибыли практически не оставил место для льгот. Как известно, сама глава каких-либо льгот налогоплательщикам не предоставляет. В то же время у налогоплательщиков возникает немало вопросов относительно применения льгот, которые были установлены до введения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
На основании статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в настоящее время сохранены следующие льготы по налогу на прибыль:
1) Льгота может быть предоставлена малым предприятиям, осуществляющим определенные виды деятельности.
Напомним, что критерии отнесения предприятий к малым установлены Федеральным законом 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в статье 3. Под такими субъектами понимаются коммерческие организации:
- В уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов не превышает 25%;
- Доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
- Средняя численность работников за отчетный период не превышает:
- в промышленности — 100 человек;
- в строительстве — 100 человек;
- на транспорте — 100 человек;
- в сельском хозяйстве — 60 человек;
- в научно — технической сфере — 60 человек;
- в оптовой торговле — 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
При расчете средней численности работников учитываются также работающие по гражданско-правовым договорам и по совместительству, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Льгота может быть предоставлена малым предприятиям, осуществляющим следующие виды деятельности:
- Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- Производство продовольственных товаров;
- Производство товаров народного потребления;
- Производство строительных материалов;
- Производство медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- Строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Таким предприятиям льгота предоставляется в следующем порядке:
- В первые два года работы — полное освобождение от уплаты налога при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 70% общей выручки от реализации продукции. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации;
- В третий год работы — налог уплачивается в размере 25% от установленной ставки (6 процентов), при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 90% общей выручки от реализации продукции;
- В четвертый год работы — налог уплачивается в размере 50% от установленной ставки (12 процентов), при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 90% общей выручки от реализации продукции.