- Частное право

Как выбрать экспертную организацию?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как выбрать экспертную организацию?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1070 юридическое лицо может быть аккредитовано на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации, негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий или на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации (далее – ЭПД) и результатов инженерных изысканий (далее – РИИ). Соответственно, и проводить организация может только те виды экспертиз, в отношении которых она имеет аккредитацию. В части 2 статьи 50 Градостроительного кодекса РФ содержатся требования к юридическим лицам, имеющим намерение получить аккредитацию. Помимо таких очевидных условий, как наличие сайта в сети Интернет, и регламента проведения негосударственной экспертизы, есть и такие существенные требования, как наличие в штате аттестованных экспертов. Это связано с тем, что негосударственную экспертизу могут проводить только аттестованные эксперты. Итак, одним из требований к юридическим лицам является наличие в штате не менее 5 сотрудников, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, или не менее 5 сотрудников, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы результатов инженерных изысканий.

Требования к аккредитации юридических лиц

Сведения об аккредитованных организациях вносятся в государственный реестр юридических лиц с присвоением регистрационного номера. Сведения реестра являются открытыми. Информация размещена на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в сети Интернет и может быть предоставлена по запросу заинтересованных лиц без взимания платы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 327.

Нужно ли тратить деньги на проведение строительной экспертизы?

К сожалению, случаи, когда споры с подрядчиками удается урегулировать самостоятельно, без вмешательства профессиональных экспертов, крайне редки. Завышая сметы, приписывая объемы выполненных работ, скрывая строительный брак всеми возможными способами, подрядчик будет отстаивать свою позицию, приводя аргументы, которые покажутся вполне убедительными человеку, далекому от строительства.

Поэтому наиболее конструктивное решение возникших проблем (или даже просто сомнений в качестве строительства) — обращение в независимую экспертную организацию, получение профессионального заключения, и в случае необходимости, обоснованное обращение в суд. Средства, затраченные на проведение экспертизы, возвращаются подрядчиком заказчику по итогам суда или (что составляет, по нашей статистике, 40-50% случаев) без обращения в суд, на основании нашего экспертного заключения.

Экспертиза результатов инженерных изысканий — полное руководство

В США не предусмотрена отдельная оплата проведения экспертизы проекта. Стоимость экспертных работ входит в сумму, которую должен оплатить соискатель лицензии (разрешения на строительство) согласно расценкам установленным муниципалитетом. Данные расценки устанавливаются с учетом параметров объекта строительства.

Эта статья оказалась для вас полезной? Хотите узнать о практике проведения экспертизы проектной документации в Германии, Канаде, Японии или странах СНГ? Следите за нашими публикациями, мы будем рады предоставить вам интересную и актуальную информацию.

В настоящее время институт строительной экспертизы России представлен 642 организациями. Такие данные следуют из аналитического отчета подведомственного Минстрою ФАУ «Главгосэкспертиза России» «Система экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий: итоги 1-го полугодия 2019 года по данным ФГИС ЕГРЗ1», опубликованного на сайте учреждения. При этом 14% от общего числа экспертных организаций (92 учреждения) входят в систему государственной экспертизы. Семь из них — Главгосэкспертиза России и ведомственные экспертизы Минобороны РФ, ФСБ и ФСО России, Росгвардии, Главного управления специальных программ президента РФ, а также Росатома — работают на всей территории страны. Другие 85 организаций госэкспертизы — региональные учреждения субъектов РФ, которые в соответствии с действующим законодательством уполномочены осуществлять государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в части своей компетенции.

Напомним, что в отношении определенных объектов возможно проведение исключительно государственной экспертизы. Обязательность ее проведения устанавливается законодательством. В частности, государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, по особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, объектам культурного наследия федерального значения, объектам, финансируемым из средств бюджетной системы РФ, объектов, строительство и реконструкция которых предполагаются на территориях двух и более субъектов РФ, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объектам переработки отходов I–V классов опасности и ряд других. При этом перечень таких объектов остается открытым, корректируется и дополняется. Так, в августе прошлого года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, устанавливающие проведение обязательной государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов, строительство которых планируется в границах зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).


1 ФГИС ЕГРЗ — Федеральная государственная информационная система «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства». Полномочиями по ее формированию и ведению наделено ФАУ «Главгосэкспертиза России».


Иные действующие сегодня 5502 участников экспертного строительного рынка — это специализированные организации негосударственной экспертизы. Институт негосударственной экспертизы появился в России семь лет назад в рамках взятого правительством курса на снижение административных барьеров в строительстве вслед за принятием в 2011 году Федерального закона №337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», преследовавшего целью устранение в системе экспертизы, как выразился ранее Владимир Путин, в тот период занимавший пост председателя Правительства РФ, «искусственной монополии государства в этой сфере». До этого времени выдача разрешений на строительство осуществлялась только на основании положительных заключений государственной экспертизы. Негосударственная экспертиза проводится по объектам с негосударственными источниками финансирования (с рядом предусмотренных законодательством исключений) на договорной основе. Следует отметить, что ряд региональных организаций государственной экспертизы также аккредитован на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий.

Дальнейшая информатизация экспертной сферы в рамках проходящей сейчас цифровой трансформации всей строительной отрасли — одна из главных задач на ближайшие годы.

«Меняется парадигма контрольно-надзорной деятельности: осуществляется переход от нормоконтроля в классическом понимании к управлению данными об объектах капитального строительства. В этих условиях задачей института (строительной экспертизы. — Ред.) становится создание цифровой среды и переформатирование всего строительного комплекса на работу в такой среде. Цифровизация строительной отрасли поможет также оптимизировать процесс разработки и совершенствования нормативных документов, исключить большинство существующих коллизий. Важнейшим этапом должно стать создание единой информационной платформы для всех участников процесса реализации инвестиционного объекта на всех этапах жизненного цикла объекта строительства, который позволит оптимизировать работу заказчиков, проектировщиков, контрольно-надзорных и разрешительных органов и участников последую��ей эксплуатации объекта», — говорится в рабочих документах к стратегии.

Читайте также:  Как расторгнуть договор с триколор?

Отметим, что в последние несколько лет в экспертной сфере произошла настоящая цифровая революция. Состоялся повсеместный переход к экспертизе в электронном виде (требование не распространяется на проекты, документация которых содержит сведения, составляющие государственную тайну). Это стало предпосылкой для создания федеральной базы данных документов, формирующих единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Многие экспертные организации запустили собственные информационные системы для ведения документации.

В 2018 году была введена в промышленную эксплуатацию ФГИС ЕГРЗ — централизованный свод сведений о заключениях государственной и негосударственной экспертизы, о представленных документах для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий, о проектной документации повторного использования. Запуск ФГИС ЕГРЗ — важный шаг к сокращению сроков и стоимости как проектирования, так и последующего прохождения экспертизы и строительства.

Кроме того, идет формирование и наполнение Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Запуск этого технологического решения должен стать ключевым этапом реформирования государственного управления ценообразованием в строительной отрасли.

Оптимизация процессов и процедур прохождения экспертизы в целях сокращения сроков реализации проектов и снижения издержек строительства — тенденция нынешнего дня. Однако реалии таковы, что в настоящее время эта тенденция нередко вступает в противоречие с контролирующей функцией экспертиз. Проблема — в снижении качества подготовки проектной документации, поступающей на экспертизу, о чем уже давно говорят представители экспертного сообщества.

«Опыт проведения государственной экспертизы показывает, что практически в 100% случаев проектная документация, поступающая на экспертизу, содержит многочисленные недостатки, с целью устранения которых такая проектная документация дорабатывается заявителями уже в ходе проведения экспертиз», — подчеркивается в рабочих материалах раздела «Инновационное развитие института строительной экспертизы РФ» Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года.

Как проводится экспертиза проектной документации?

Негосударственной экспертизе не могут подвергаться результаты инженерных изысканий и проектная документация, выполненные для следующих строительных объектов:

  • Отдельно стоящих жилых домов для проживания одной семьи (высотой не более 3-х этажей).
  • Жилых домов (также высотой не более 3-х этажей), состоящих максимум из десяти блоков. Каждый такой блок предназначен для проживания одной семьи. Блоки имеют одну или несколько общих стен, в которых нет проёмов с соседними блоками. Такие дома расположены на отдельных земельных участках с выходом на общую территорию.
  • Многоквартирных домов (высотой не более 3-х этажей), которые состоят максимум из четырёх блок-секций. Каждая блок-секция такого дома состоит из нескольких помещений общего пользования или квартир, имеет собственный подъезд и отдельный выход на общую территорию.
  • Отдельно стоящих объектов строительства, высотой не более 2-х этажей, с общей площадью не более 1500 кв м. Такие объекты не предназначены для производственной деятельности и проживания.
  • Отдельно стоящих объектов строительства, высотой не более 2-х этажей с общей площадью не более 1500 кв. метров. Такие объекты предназначены для производственной деятельности, без оборудования санитарно-защитных зон или с оборудованием этих зон, но только в пределах земельных участков этих объектов.

Кроме этого, нет необходимости в экспертизе, если не требуется получение разрешения на строительство. Например, при возведении гаража, частных беседок и т.п.

Приглашаем обращаться за услугами по негосударственной экспертизе к нам, в компанию “ЛенТехСертификация”. Мы имеем аккредитацию на проведение всех процедур, поэтому заключения экспертизы, выданные нашими специалистами, будут иметь тот же вес, что и при обращении в госорганы. На всем протяжении процедуры наши клиенты получают подробную консультацию и целый ряд рекомендаций, что в результате приводит к исправлению ошибок и получению всех необходимых разрешений максимально оперативно.

Если коротко — чтобы ввести объект в эксплуатацию при завершении строительства или реконструкции существующего здания. Для этого требуется получить ЗОС (заключение о соответствии). Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 55:

3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса)

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 54:

Государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Требуется получить разрешение на строительство — значит нужно проходить экспертизу проектной документации. Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 49:

3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 368-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

Т.е. для нового строительства и при реконструкции — экспертиза нужна.

Фактически две вещи — соответствие проектного решения техническим регламентам и достоверность сметной стоимости. Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 49:

5. Предметом экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом экспертизы проектной документации являются: 1) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий 2) проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от от 31.03.2012 N 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» часть объектов может проходить негосударственную экспертизу, ценообразование на которую носит рыночный характер. Если ваш объект не входит в представленный выше перечень — вы можете существенно сэкономить, обратившись в негосударственную экспертизу. Однако стоит внимательно выбирать — не все негосударственные экспертизы могут обеспечить тот же уровень проверки документации, что и в государственной, что может сыграть против вас.

Читайте также:  Госпошлина за регистрацию автомобиля в ГИБДД в 2022 году

Напомню, что согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020) ГрК РФ Статья 49:

3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 368-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ) 3.3. Проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, проектная документация, указанная в части 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации: 1) подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения; 2) по собственной инициативе застройщика или технического заказчика могут быть направлены на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, указанных в пункте 1 настоящей части. (часть 3.3 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ) 3.4. Государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, следующих объектов: 1) объекты, указанные в пункте 5.1 части 1 статьи 6 настоящего Кодекса; 2) объекты, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта которых в соответствии с требованиями настоящего Кодекса подлежит проверке на предмет достоверности ее определения, за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейных объектов и сооружений на них для выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; 3) объекты культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта); 4) объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий; 5) объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов.

Т.е. экспертизу не проходим если не требуется получать разрешение на строительство, если проводим капитальный ремонт объекта капитального строительства. В этом случае проектная документация также выполняется, но параллельно с созданием рабочей документации. В тоже время далеко не для всех объектов, проходящих экспертизу, требуется именно государственная экспертиза. Самый распространенный случай, когда требуется государственная экспертиза — это бюджетное финансирование.

Какие сооружения нужно проверять

Проведение негосударственной оценки и государственной с выдачей заключения на возведение объекта требуется в следующих случаях:

Гос. оценка проводится на: Негосударственная экспертиза требуется для: Проведение оценки на проектно-сметную документацию не требуется:
  1. объектах, строящихся на бюджетные деньги или с частичным финансированием государства;
  2. опасных сооружениях для жизнедеятельности;
  3. технически сложных промышленных зданиях;
  4. объектах, обеспечивающих доступ малоподвижных граждан к транспортной, рекреационной, социальной инфраструктуре местности;
  5. зданиях, возводимых в природно-охранных зонах Казахстана.
  1. сооружений выставок, проводимых между странами на территории Казахстана;
  2. всех остальных возводимых объектов, не входящих в список гос. оценки.
  1. для проектов, не подлежащих негосударственной и государственной экспертизы, согласно п. 2 статьи 64 законодательства РК об деятельности в сфере строительства.

Зачем вносить изменения?

Если коротко — чтобы ввести объект в эксплуатацию при завершении строительства или реконструкции существующего здания. Для этого требуется получить ЗОС (заключение о соответствии). Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 55:

3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:  9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса) 

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 54:

Государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Проектное сопровождение

Все ли изменения в проектной документации нуждаются в согласовании? Это не такой простой вопрос. В конечном итоге, все зависит от позиции органа государственного строительного надзора. Именно он выдает заключение о соответствии (ЗОС) построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Но руководствуются при выдаче ЗОС вполне конкретными требованиями ГрК РФ Статья 49:

3.8. Экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно: 1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы; 2) не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов; 3) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта; 4) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий; 5) соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. (часть 3.8 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

Меня интересует конкретный кейс — как заменить оборудование АУПС одного производителя на другого на этапе рабочей документации. В этом случае ГрК РФ Статья 49 сужается до простых пунктов:

  • изменения должны соответствовать заданию на проектирование;
  • изменения должны вписаться в смету;
  • изменения не должны нарушать технические регламенты.

Как и когда проводится экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Чтобы получить положительное заключение государственной или негосударственной экспертизы, заявитель (Застройщик, проектировщик, технический заказчик) подает заявку на проведение экспертизы. Совместно с заявкой экспертной организации передается анкета заявителя, комплект проектной документации и результаты инженерных изысканий.

Читайте также:  Образец передаточного акта к договору купли-продажи квартиры

В том случае, если комплектность документации соответствует ПП РФ №87, Заявитель получает договор и счет на услуги экспертизы. После оплаты, эксперты в регламентные сроки (15 кал.дней) проверяют документацию на соответствие государственным стандартам и техническим регламентам, указанным в Постановлении Правительства РФ №985 от 04.07.2020. Полученные замечания генеральный проектировщик обязан устранить так же в регламентные сроки (15 кал.дней) и заново представить исправленные проектные материалы в экспертизу. В течение 15 кал.дней эксперты обязаны проверить исправленную документацию и сформировать заключение – положительное, если все замечания устранены или отрицательное, если замечания остались.

Условия, без которых обеспечить безопасность сложно или невозможно

Проведя анализ большого количества проектных решений в части обеспечения антитеррористической защищенности строящихся и реконструируемых зданий и сооружений общественного назначения, включая здания образовательных организаций, можно сделать выводы, что для решения актуальных задач обеспечения безопасности на указанных объектах необходимо выполнение следующих условий:

  1. Неукоснительное исполнение обязательных требований антитеррористической защищенности, требований технических регламентов и нормативных актов Правительства Российской Федерации как на этапе проектирования, так и на этапе строительства, ввода в эксплуатацию и непосредственно эксплуатации зданий образовательных организаций. Это позволит обеспечить необходимый уровень безопасности, снизить риск нанесения ущерба жизни и здоровью людей при совершении попыток реализации криминальных проявлений и террористических угроз.
  2. Своевременная актуализация нормативной документации, паспорта объекта, рекомендаций и инструкций в области обеспечения антитеррористической защищенности рассматриваемых объектов, учитывающая анализ совершаемых преступлений во всем мире, современный отечественный и международный опыт борьбы с терроризмом и тенденции развития современных и перспективных технических средств защиты.
  3. Установление в нормативных документах требований предварительного категорирования на этапе проектирования и строительства, а также уточнение полного перечня критериев с целью определения класса объектов по значимости, соответствующего уровню угроз, что позволит определить минимально необходимый состав инженерно-технических средств охраны и средств антитеррористической защиты уже на этапе проектирования.

Каким объектам требуется негосударственная экспертиза проектной документации?

Если вы планируете строительство или реконструкцию капитального объекта, то ознакомьтесь с перечнем объектов, проектная документация (ПД) на которые подлежит обязательной экспертизе:

  • Жилые дома (этажностью количество этажей более чем 3);
  • Промышленные и производственные здания, логистические центры, склады;
  • Торговые центры, магазины;
  • Офисные здания;
  • Медицинские центры;
  • Автомобильные заправочные комплексы;
  • Другие здания и сооружения (не подпадающие под требования части 2 статьи 49 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ).

Заказчик, исполнитель отправляет бумаги на изучение в государственные или коммерческие органы. Исключение составляет ряд случаев, где предусматривается госоценка.

  • Государственная экспертиза проектной документации реконструкции

Производится Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы (Главгосэкспертиза) при Госкомитете РФ, органами исполкомов субъекта государства (наделены полномочиями на оценку).

Она имеет дополнительно историко-культурный, экологический подвиды.

Первый проводится для объектов культуры (чтобы сохранить). Так, исторические центры Москвы и Санкт—Петербурга попадают в сферу Главгосэкспертизы.

Второй при строительстве, преобразовании помещений на территории 2-х и более субъектов государства; в экономическом районе РФ; на континентальном шельфе, морских водах страны; охраняемых природных зонах (Байкальской в том числе); объектах хранения (обезвреживания) опасных отходов 1-4 классов; экологических зонах 1 категории. Госэкспертизу необходимо проводить для объектов обороны и составляющих гостайну. В категорию попадают сооружения федерального значения.

Время проведения госоценки — до 60 суток. Зависит от сложности капитального ремонта, переустройства.

По окончании проверки выдается заключение о соответствии (или нет) пакета документов требованиям и нормам ГрК, законам. При отрицательном результате заявитель оценки может делать повторную экспертизу (после доработки, устранения недочетов).

  • Негосударственная экспертиза проектной документации реконструкции зданий и сооружений

Выполняется организациями, которые имеют разрешение на данный тип услуг (выдает Минрегион РФ, приказ №127). Основание — договор оказания услуг. Исследование может включать весь пакет бумаг или его часть. Предметом оценки является соответствие документов Техрегламенту (санитарному, экологическому, историко-охранному, радиационной безопасности), сметным нормам, градостроительным правилам, проектному заданию. Результатом работы организации будет заключение. Акты могут содержать рекомендации по улучшению проекта, документации.

Негосударственная проверка может быть дополнением к госэкспертизе или самостоятельной (по объектам, которые не входят в список госпроверки).

Реконструировать объекты можно после согласования всех документов и получения разрешения на строительные работы (ст.51 ГрК). Форма акта должна соответствовать Постановлению Правительства №698 от 24.11.2005г. и заполняться по Инструкции (Приказ Минрегиона №120 от 19.10.2006г.).

Сроки и порядок проверки документов

После передачи всех установленных частей, по списку, проводится ее проверка представителями экспертной организации на полноту в течение следующего времени:

  • Если обязательная государственная экспертиза проектной документации не требуется – срок не может быть больше трех суток;
  • Если порядок требует обязательной экспертной оценки – срок увеличивается до десяти суток.

По истечении нормативного периода времени, или раньше, заявитель получает черновой вариант договора на оказание услуг со сметной стоимостью по прейскуранту, либо может быть оформлен обоснованный отказ от проверки, если:

  • Представлены не все требуемые регламентом текстовые или графические материалы;
  • разделы текстовой части или графическая часть выполнены не в полном объеме, с нарушением требований к содержимому, нарушен порядок, выполнены не все расчеты и обоснования.

Переданные на рассмотрение материалы должны быть возвращены заявителю без рассмотрения, если государственная экспертиза проектной документации должна выполнятся другой экспертной организацией. Если замечания не носят критического характера и могут быть устранены документы не возвращаются, а для приведения пакета в соответствие назначается срок в 30 дней. Если замечаний при первичной проверки не выявлено оформляются договорные отношения, предметом которых является проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий.

Срок проведения проверки, оговоренный в договоре, не может превышать 60 дней, и должен быть уменьшен если проводится проверка:

  • Материалов инженерных изысканий до самого проекта;
  • Типовых проектов домов для проживания людей и изысканий к ним, не обладающих признаками уникальности;
  • Материалов обоснования строительных работ в свободных экономических зонах.

Для вышеперечисленных случаев рассмотрения срок должен составлять максимум – полтора месяца.
При необходимости может быть запрошена дополнительная информация, которая должна быть предоставлена в срок не позднее декады.

Нюансы проведения экспертизы проектной документации в негосударственной форме

В случае если экспертизу проектной документации решено проводить в негосударственной форме, очень важно до заключения договора проверить правомочия организации-исполнителя, касающиеся выполнения экспертных работ такого рода.

Право на проведение экспертиз дает аккредитация, которая подтверждается свидетельством, выданным Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитацией). Свидетельство должно содержать:

  • данные организации, оказывающей услуги по экспертизе проектов;
  • перечень видов экспертных работ, на которые аккредитована фирма;
  • печать Росаккредитации и подпись должностного лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *