- Частное право

Льготы ликвидаторам Чернобыльской АЭС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы ликвидаторам Чернобыльской АЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.

Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы

К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
    • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
    • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
    • в течение 1987 года — от 14 суток;
    • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
  3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
    • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
    • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
    • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
    • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
    • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
  4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

Как оформить статус чернобыльца?

Статус чернобыльца подтверждает удостоверение. Оформить его можно в органах соцзащиты по месту проживания, обратившись туда с заявлением и предоставив следующую папку с бумагами:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
  • справку об инвалидности;
  • подтверждение участия в ликвидации;
  • бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.

В каждом конкретном случае – список документов может варьироваться, поэтому если есть возможность – лучше уточнить этот момент в соцзащите.

Подать документы на удостоверение чернобыльца можно несколькими способами:

  • совершив визит в соцзащиту;
  • лично в МФЦ;
  • онлайн через сайт госуслуги.

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Мнение Верховного Суда

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Результат рассмотрения жалобы

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).

Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Государство заботится об одной из наиболее незащищенных категорий граждан: назначаются пособия, увеличиваются пенсионные выплаты. Также были приняты новые льготы для пенсионеров в 2022 году.

  1. Жители РФ, которые получают государственную помощь в виде пенсии, не перечисляют с нее долю в сторону бюджета страны. Пенсионные выплаты не попадают в список доходов, с которых вычитаются налоги.
  2. Пенсионеры не обязаны вносить земельный взнос, если размер территории не больше 6 соток (это касается как работающих лиц, так и неработающих). Кроме этого, налог не распространяется, если у граждан в собственности находится 1 объект недвижимости жилого типа и 1 нежилого (к примеру, гараж).
  3. Пенсионеры, которые получают социальные пособия, также не должны платить с них налоги, но только в том случае, если средства переведены в официальном порядке из государственного бюджета.
  4. Лица, получающие пенсию, не переводят проценты с подарков, при этом не важен тип организации-отправителя. Размер стоимости подарков (учитывается годовой период) не должен быть больше 4 тыс. руб. Если сумма превышает лимит, то придется перечислить 13% в пользу государственного бюджета.
  5. Налоги не нужно вносить за путевки в санатории и материальную помощь, которую выделил бывший работодатель.
  6. Пожилые граждане, которые проводят весь летний сезон на даче, по федеральным нормам не должны отчислять налоги на имущество. Это послабление действует по всей территории России.
  7. Если пенсионер осуществляет рабочую деятельность по самозанятости, он должен придерживаться всех правил данной системы, вносить налоги: 4% для физических лиц и 6% для юридических.

В соответствии с федеральными нормами транспортный налог не затрагивает владельцев автомобилей, которые оборудованы для удобства лиц, имеющих группу инвалидности.

Налоги не нужно платить за автомобильный транспорт, который выделили органы социальной защиты. Если показатель мощности машины не выше 100 л.с., то ее хозяин также освобождается от обязательных перечислений.

Какие налоговые льготы положены пенсионерам в 2022 году

Общие выплаты для пострадавших

К денежным выплатам, которые перечисляются в отношении чернобыльцев, можно отнести следующие:

  • Доплата до размера прежней заработной платы, если лицо было переведено на другую работу по медицинским показаниям. Такие суммы доплачиваются трудоустроенным гражданам:
    • до момента восстановления их трудоспособности;
    • до момента установления инвалидности.
  • Пособие по временной нетрудоспособности. Его размер составляет 100% от среднего показателя заработка гражданина.
  • Ежемесячная компенсация для чернобыльцев и проживающих с ними детей в возрасте до 14 лет. Данная компенсация перечисляется с целью приобретения продовольствия и составляет 970,38 руб.
  • Ежемесячная компенсация, выплачиваемая с целью возмещения вреда здоровью. Средства перечисляются в сумме:
    • 20 289,67 руб. инвалидам 1-й группы:
    • 10 144,84 руб. инвалидам 2-й группы;
    • 4 057,91 руб. инвалидам 3-й группы.

Выплаты для переселившихся и эвакуированных пострадавших

С 01.02.2020 размеры ежегодной компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление составляют:

  • для инвалидов 1, 2 группы – 1 617,30 руб.
  • для инвалидов 3 группы – 1 293,86 руб.
  • для ликвидаторов 86-87 годов – 970,38 руб.
  • для ликвидаторов 88 года – 646,88 руб.
  • для ликвидаторов 89-90 годов – 323,47 руб.
Читайте также:  Главные правила въезда в Таиланд для россиян 2022

Лицам, эвакуированным или переселившимся из области отселения, гарантируется перечисление таких выплат, как:

  • Компенсация материального ущерба при утрате имущества, которая включает в себя стоимость:
    • жилых помещений, дач, гаражей и хозяйственных построек, находившихся у граждан в собственности по состоянию на 1 января 1994 года;
    • домашнего имущества, зараженного радиацией;
    • сельскохозяйственных животных, подвергшихся облучению;
    • утраченных садово-ягодных насаждений и иных посевов.
  • Компенсация расходов на проезд.
  • Оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке багажа, которая перечисляется:
    • нетрудоспособным лицам;
    • многодетным семьям;
    • одиноким матерям;
    • одиноким женщинам.
  • Ежемесячная компенсация на оздоровление.

Приведенный перечень выплат не является исчерпывающим — их количество зависит от множества факторов: состояния здоровья гражданина, даты переселения из зоны отчуждения и т. д.

Какие льготы и выплаты положены чернобыльцам (вдовам) в 2021 году

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ликвидаторам последствий аварии на чернобыльской АЭС предоставляют различную социальную поддержку. Например, чернобыльцам выплачивают деньги на ежемесячную оплату ЖКХ и оформляют льготы, при применении которых восстанавливают утраченное здоровье.

На заметку! В 2021 году правительство России планирует ввести новые законы, по которым ликвидаторы ЧАЭС получат повышение размера ежемесячных выплат. Пособия повысят и тем чернобыльцам, кто после аварии стали инвалидом и получил 1,2 или 3 группу.

Чернобыльцам оформляют и различные налоговые вычеты. Так, инвалидам ВОВ или иных боевых действий уменьшают размер ежемесячных доходов при подсчете НДФЛ.

Важно! Героям РФ, СССР и инвалидам 1, 2 группы снижают налогооблагаемую базу по всем доходам. В итоге, размер НДФЛ становится меньше.

Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году

Сегодня в продаже:

  • Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечениеИздательство: Проспект. Год: 2021.

    Монографическим исследованием определено, что право на социальное обеспечение является конституционным правом гражданина, дано определение этого понятия, рассмотрены вопросы защиты права российских граждан в сфере социального обеспечения, исследованы формы и способы такой защиты, определена роль Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, судов общей юрисдикции в вопросах защиты права граждан на социальное обеспечение…

  • Право социального обеспечения в вопросах и ответах. Учебное пособиеИздательство: Проспект. Год: 2022.

    Данное издание представляет в сжатой и лаконичной форме основную информацию по учебной дисциплине «Право социального обеспечения» с учетом действующего законодательства в сфере социального обеспечения, в том числе новых пенсионных законов. Излагаются самые необходимые термины, определения, классификации, включенные в экзаменационные…

К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Читайте также:  Детские пособия в Иркутской области

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
    • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
    • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
    • в течение 1987 года — от 14 суток;
    • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
  3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
    • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
    • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
    • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
    • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
    • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
  4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

То есть независимо от того, был ли человек фактическим ликвидатором или просто проживал на то время в Чернобыле и окрестностях, за ним закрепляется соответствующий статус с возможностью воспользоваться целым рядом льгот.

Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.

При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).

Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.

Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.

Инвалидность Ежемесячный размер*
1 группа 23 845,45
2 группа 11 922,73
3 группа 5 961,36

На сколько повысят государстаенные пенсии Чернобыльцам в 2022 году

Всем без исключения жертвам аварии на ЧАЭС и ликвидаторам последствий катастрофы полагается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в дополнение к пенсионному пособию. Размер ЕДВ будет зависеть от статуса чернобыльца и выбранных льгот. Всего определено 6 категорий чернобыльцев:

  1. Люди, пострадавшие от высоких доз радиации и в связи с этим получившие заболевания.
  2. Инвалиды, чье здоровье пострадало из-за аварии на ЧАЭС.
  3. Переселенцы из зараженных радиацией зон Чернобыля.
  4. Граждане, чье постоянное место жительства находится вблизи зараженных территорий.
  5. Ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС.
  6. Лица, трудоустроенные на предприятиях в послеаварийной зоне ЧАЭС.

Правила оформления и получения

Социальная, материальная и финансовая помощь предоставляется автоматически после получения статуса «чернобыльца». Для получения соответствующего удостоверения необходимо обратиться либо в местные административные органы, либо в службы социальной защиты.

В большинстве случаев для оформления удостоверения потребуется:

  • удостоверение личности;
  • медицинские выписки в период с 1986 до 1991 года;
  • удостоверение о переселении (предоставлялось всем эвакуированным);
  • удостоверение, подтверждающего, что заявитель — родственник «ликвидатора»;
  • удостоверение инвалида (с указанием категории и причины, по которой был предоставлен такой статус).

Льготы детям и внукам ликвидаторов последствия аварии на ЧАЭС

Преференции участникам устранения трагических результатов чернобыльской аварии актуальны и для их близких родственников и потомков. Законодательство не лишает некоторых привилегий родных чернобыльцев даже после того, как тем исполнится 18 лет. Льготы детям и внукам ликвидаторов аварии на ЧАЭС :

  • субсидия, выплачиваемая каждый месяц;
  • льготное зачисление в высшие и средние учреждения профессионального образования;
  • если несовершеннолетний инвалид, находящийся на попечении у чернобыльца, теряет кормильца, то пособие по потере кормильца будет составлять 20 000 руб.;
  • пособие на погребение в случае гибели родителя-чернобыльца.
  • имеете право на улучшение жилищных условий;
  • платите только половину квартирной платы и основных коммунальных расходов (газ, свет, вода, отопление);
  • можете на 50% дешевле получить топливо, если нет центрального отопления;
  • при сокращении штатного расписания вас смогут уволить только в последнюю очередь (стаж не учитывается);
  • льготы при поступлении в ВУЗ;
  • во внеочередном порядке сможете вступить в жилищно-строительный, гаражный или же садоводческий кооперативы;
  • вам будут компенсированы расходы на проезд к санаторию или профилакторию;
  • вам в первую очередь выделят землю для строительства;
  • медицинские и аптечные услуги будут оказываться вне очереди (особенно в этом нуждаются чернобыльцы 2 категории);
  • инвалиды могут претендовать на льготы чернобыльцам при установки памятника;
  • на пенсии вы останетесь прикрепленными к тем медицинским учреждениям, что и раньше;
  • ваши дети имеют преимущественное право получить услуги в детских садах, санаториях и больницах;
  • вам обязаны предоставить места в домах престарелых и домах инвалидов;
  • на новом месте жительства вас обязаны взять на работу во внеочередном порядке (естественно, при соответствующей квалификации);
  • у вас будет дополнительный отпуск.

Планируется ли вводить новые льготы чернобыльцам в 2022 году? Да. В начале февраля кабинетом министров был внесён на рассмотрение новый законопроект. Он призван повысить социальную защищённость ликвидаторов аварии в Чернобыле. Им будут увеличены регулярные выплаты. Повысятся пособия для инвалидов, потерявших здоровье из-за аварии на ЧАЭС. На увеличение выплат в бюджете зарезервировано не менее 520 миллионов рублей. Льготы чернобыльцам добровольно выехавшим из зоны отселения не увеличатся.

Льготы ликвидаторам чернобыльской аэс 1988 1989 г по жкх в 2022 г

Вышедшим 14 декабря 2022 года законом №68 положение 3 части 5 статьи, оговаривающей право граждан на индексацию, отменено. До 1 января 2022 года материальная помощь чернобыльцам останется на уровне предыдущего года, невзирая на инфляцию. Другое новшество не скажется на кармане льготников. Оно касается изменения механизма распределения денег, направляемых на финансирования программы социальной поддержки. На основании закона №428 функции распорядителя передадут муниципалитетам, чем снимут нагрузку с федеральных органов. Деньги из госбюджета потекут к региональным властям в виде субвенций. Они не могут тратиться на другие цели, так как имеют жесткое целевое назначение – выплату пособий чернобыльцам. Утаить их также не получится. Деньги выделяются на ограниченное время, по завершении которого возвращаются обратно в бюджет страны.

Чернобыльской АЭС; — граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; — граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; — граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы; — граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне); — граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы; — военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *