Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение обязательств зачетом встречного требования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данный вид операций на практике встречается крайне редко. Причиной этого является обязанность учреждений детализировать дебиторскую и кредиторскую задолженность в бухгалтерском учете по статьям КОСГУ. Кроме того, до 1 января 2011 г. все доходы учреждений признавались неналоговыми доходами бюджета и поэтому должны были формироваться именно в денежной форме .
Погашение взаимной задолженности с контрагентами путем зачета встречных требований
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в ст. 6 БК РФ, с 1 января 2011 г. бюджетные и автономные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, а средства от осуществления ими приносящей доход деятельности поступают в их самостоятельное распоряжение, что обусловливает возможность их получения путем зачета встречных требований с контрагентами. Однако, несмотря на изложенное, учреждения «по привычке» продолжают игнорировать данные некассовые операции в своей финансово-хозяйственной (в основном приносящей доход) деятельности.
Вместе с тем, учитывая несомненные преимущества применения операций по зачету встречных требований в условиях недостатка свободных денежных средств на счетах учреждений, доля таких операций в финансово-хозяйственной деятельности последних постоянно увеличивается, что вызывает настоятельную необходимость уточнения порядка отражения таких операций в бухгалтерском учете и отчетности учреждений.
В правовом отношении согласно требованиям ст. 410 ГК РФ зачет встречных требований возможен при выполнении следующих условий:
- прекратить зачетом можно только однородные требования;
- зачет возможен, если срок исполнения обязательства наступил либо такой срок не указан или определен моментом востребования;
- обязательство можно зачесть как полностью, так и частично, поэтому зачет встречных требований возможен только в размере стоимости минимальной задолженности одной из сторон данной операции.
Удержание сверхлимитных расходов на услуги связи
При удержании из заработной платы работников сумм в возмещение затрат, превышающих установленные в учреждении нормы использования услуг междугородной, международной или мобильной связи , принципы отражения в бухгалтерском учете данных некассовых операций аналогичны описанным ранее операциям по удержанию неиспользованных подотчетных сумм.
Такие нормы могут быть регламентированы в учреждении внутренними нормативными документами (коллективным договором, приказами руководителя и т.п.).
Вместе с тем при отражении указанных операций в бухгалтерском учете имеются определенные особенности, а именно:
- при удержании из заработной платы работников денежных средств в возмещение затрат на оплату учреждением услуг связи, кроме работников и учреждения, возникает третья сторона расчетов (оператор связи). Поэтому суммы таких удержаний отражаются не непосредственно по счету учета задолженности учреждения по оплате труда (0 302 11 000), а с применением транзитного счета 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда«;
- в соответствии с Письмом Минфина России от 18.10.2012 N 02-06-10/4354 операции по удержанию из заработной платы работников сверхнормативных затрат на оплату ими услуг связи подлежат отражению в бухгалтерском учете учреждения в порядке, предусмотренном для отражения операций по реализации услуг связи, несколько скорректированном в связи с применением некассовых операций, а именно:
Пример № 2. Взаимозачет с поставщиком
ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» оказывает платные услуги за пользование бассейном. С ООО «Информбюро» был заключен договор об оказании информационных услуг на сумму 25 000,00 рублей. Условиями договора предусмотрена частичная оплата в сумме 10 000,00 рублей и частичный взаимозачет: ГБОУ «АЛЛЮР» предоставляет услуги (аренда бассейна) на сумму 15 000,00 руб. Бухгалтер отражает записи:
Операция |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
---|---|---|---|
Обязательства по оплате выполненных информационных услуг от поставщика приняты к учету, подписан акт выполненных работ |
2 401 20 226 |
2 302 26 730 |
25 000,00 |
Начислен доход за оказанные платные услуги, проводка |
2 205 31 560 |
2 401 10 130 |
15 000,00 |
Отражен произведенный взаимозачет поставщику, зачтена стоимость реализованных услуг |
2 302 26 730 |
2 205 31 660 |
15 000,00 |
Проводка по оплате поставщику |
2 302 26 730 |
2 201 11 610 |
10 000,00 |
Отображение долга документально
Перед началом составления двустороннего договора-зачета с контрагентом необходимо составить и подписать соответствующий акт сверки. Документ не является обязательным, однако благодаря ему можно легко доказать наличие долга, в том числе если ранее он был частично погашен, а также исключить будущие споры с партнером.
Все справки подобного типа составляются в произвольной форме и вступают в силу с момента постановки печати и подписи.
В документации перечисляются следующие данные:
- реквизиты документа-основания по наличию задолженности с номером и датой;
- указание точного размера долга в установленной форме для исчисления с фиксированным НДС;
- рекомендуемая сумма для уплаты с налогом на добавленную стоимость.
Если участников больше двух, то в перечне должны быть указаны все названия компаний, точные затраты для каждого, акты сверок, а затем документ подписывается всеми уполномоченными представителями, а именно: бухгалтерией и руководителями.
Погашение взаимной задолженности с контрагентами путем зачета встречных требований
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в ст. 6 БК РФ, с 1 января 2011 г. бюджетные и автономные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, а средства от осуществления ими приносящей доход деятельности поступают в их самостоятельное распоряжение, что обусловливает возможность их получения путем зачета встречных требований с контрагентами. Однако, несмотря на изложенное, учреждения «по привычке» продолжают игнорировать данные некассовые операции в своей финансово-хозяйственной (в основном приносящей доход) деятельности.
Вместе с тем, учитывая несомненные преимущества применения операций по зачету встречных требований в условиях недостатка свободных денежных средств на счетах учреждений, доля таких операций в финансово-хозяйственной деятельности последних постоянно увеличивается, что вызывает настоятельную необходимость уточнения порядка отражения таких операций в бухгалтерском учете и отчетности учреждений.
В правовом отношении согласно требованиям ст. 410 ГК РФ зачет встречных требований возможен при выполнении следующих условий:
- прекратить зачетом можно только однородные требования;
- зачет возможен, если срок исполнения обязательства наступил либо такой срок не указан или определен моментом востребования;
- обязательство можно зачесть как полностью, так и частично, поэтому зачет встречных требований возможен только в размере стоимости минимальной задолженности одной из сторон данной операции.
Оформление взаимозачета в муниципальном бюджетном учреждении
в момент перевода (получения) средств контрагентам (учреждению) или снятия их с лицевого счета. Если же в дальнейшем учреждение, по каким-либо причинам, получает имущество, работы и услуги, отличные от фактически оплаченных, то возникают риски искажения показателей бухгалтерской отчетности как самого учреждения, так и обслуживающих его финансовых органов и органов федерального казначейства.
В соответствие с требованиями Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом № 33 Минфина РФ от 25.03.2011 суммы зачтенных встречных требований отражаются в графе 8 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 05030737): по доходной части – в разделе 1 «Доходы учреждения» по строке, соответствующей статье КОСГУ по доходам учреждения со знаком «плюс»; по расходной части – в разделе 2 «Расходы учреждения» по строке, соответствующей статье КОСГУ по соответствующим расходам учреждения. Таким образом, в результате применения некассовых операций, соответствующие кассовые доходы и кассовые расходы учреждения приводятся в соответствие с фактическими доходами и расходами.
1. Статья: Бюджетное учреждение может проводить взаимозачет Вправе ли бюджетное учреждение оформлять взаимозачеты с контрагентами? Отвечает В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету и налогообложению Бюджетное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Как делать взаимозачет между организациями: способы зачета задолженности
Используемая методика |
Соблюдение правил |
Документы |
Основание |
Признак выполнения |
в одностороннем порядке |
все пункты учтены |
Произведение по заявлению от одного из участников. При отказе оппонент-инициатор вправе урегулировать все в судебном порядке |
ст. 410 ГК РФ |
|
двухстороннее |
невозможно выполнить 2 или 3 пункты |
исключительно на основании соглашения |
п. 4 Указа №16 от 14.03.2014 ВАС РФ |
|
Как отразить проведение взаимозачета в учете
Если во взаимозачете участвуют несколько организаций, схема видоизменяется: «Ты должен мне, я — ему, он — тебе». Неизменным остается лишь основной принцип взаимозачетных операций: существует встречная или круговая взаимная задолженность, которая гасится круговым взаимозачетом. Стороны, проводящие зачет, не вправе погасить требование, которое предъявлено одному из участников зачетной операции извне, то есть другой организацией, не участвующей в данной сделке по зачету требований. Проиллюстрируем сказанное на примере, приведенном ниже.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Вопрос №1. 17.08.17 ООО «Смарт» отгрузил АО «Корпус» партию товара (оплата в долларах США по курсу на дату отгрузки). 28.08.17 «Корпус» выполнил для «Смарта» подрядные работы (оплата в евро по курсу на дату составления акта выполненных работ). По состоянию на 01.09.17 ни одна из сторон не оплатила за полученные товары, оказанные услуги, в связи с чем стороны договорились о зачете взаимных требований. 04.09.17 стороны произвели взаимозачет суммы, которая была рассчитана в рублях по курсу на дату зачета. Остаток долга «Смарт» перечислил «Корпусу» в безналичной форме. Правомерны ли действия сторон, описанные в данной ситуации?
Стороны не имели права производить взаимозачет, так как в данном случае нарушено правило однородности требования, а именно нельзя зачесть обязательства оплаты, выраженные в разных валютах. В общем порядке можно зачесть суммы, выраженные в одинаковой валюте (рубли, евро, доллары, фунты стерлинги, т.п.).
Также взаимозачету подлежат обязательства в случае, если таковые выражены в условных единицах, при этом значение единицы у каждой стороны равно между собой.
Вопрос №2. Согласно требованию, АО «Корт» обязуется возместить ущерб, нанесенный ООО «Комплекс» в сумме 12.330 руб. При этом «Комплекс» является дебитором «Корта» (сумма задолженности – 10.540 руб.). На основании договоренности о взаимозачете, «Корт» возместил ущерб в сумме 1.790 руб. (12.330 руб. – 10.540 руб.), остаток суммы признан сторонами зачтенным. Правомерны ли действия сторон, описанные в данной ситуации?
Согласно действующему законодательству, не подлежат зачету суммы средств, оплачиваемые в качестве возмещения вреда и/или причиненного ущерба. Таким образом, договоренность о взаимозачете между АО «Корт» и ООО «Комплекс» признается недействительной.
Проводки дебет 62 и кредит 62, 91, 76, 90 (нюансы)
Взаимозачет не является, согласно закону, сделкой. Его осуществление предполагает соблюдение следующих условий:
- Предприятия инициировали минимум две операции, в результате которых появились их задолженности друг перед другом.
- Обязательства являются встречными. То есть, каждый участник взаимозачета является и дебитором, и кредитором.
- Требования являются аналогичными. То есть, сумма одной задолженности равна сумме другого долга. Однако часто долги не являются полностью однородными. В этом случае происходит взаимозачет на сумму наименьшего долга. Остаток большей задолженности может быть выплачен денежными средствами. Сумма к оплате рассчитывается на основании Акта сверки взаиморасчетов.
Бюджетное предприятие выставляет счета за аренду земли. Правомерны ли их действия об отказе поведения взаимозачета.», «alternativeHeadline» : «Взаимозачет с бюджетной организацией», «articleBody» : «Может ли бюджетное предприятие отказаться от проведения взаимозачета с двумя коммерческими предприятиями. Бюджетное предприятие выставляет счета за аренду земли.
Суммы взаимной задолженности очень редко совпадают, обычно долг одной стороны больше долга другой. Тогда взаимозачет производится на меньшую из сумм. А у стороны, чья задолженность была больше, часть обязательства останется непогашенной.
В статье 410 ГК РФ сказано, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил.
Взаимозачет задолженности: проводки, документы и отражение в 1С:БГУ 8
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо о порядке отражения органом государственной власти операций по проведению зачета взаимных требований на основании постановления судебного пристава-исполнителя о проведении зачета встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными листами Арбитражного суда края, и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Вместе с тем, Департамент считает необходимым сообщить следующее.
В соответствии с положениями статей 410, 411 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. При этом не допускается зачет требований в случаях, предусмотренных законом или договором.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, в том числе правовое положение и полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс).
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса доходы штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд полученные органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в том числе неустойка, начисленная в рамках исполнения государственного контракта) являются доходами бюджета субъекта Российской Федерации и подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 100 процентов (статья 46 Бюджетного кодекса).
Исполнение денежных обязательств, в том числе в соответствии с исполнительным документом, осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства (статья 162 Бюджетного кодекса).
В соответствии с нормами, установленными статьей 215.1 Бюджетного кодекса, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Положениями статьи 38.2 Бюджетного кодекса устанавливается принцип единства кассы, согласно которому зачисление всех кассовых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации и осуществление всех кассовых выплат из бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются с единого счета бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением операций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации за пределами субъекта Российской Федерации, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Исполнение бюджетов по доходам и расходам регламентировано статьями 218, 219 Бюджетного кодекса, которыми не предусмотрено исполнение бюджета по доходам путем зачета встречного требования и исполнение бюджета по расходам путем прекращения обязательства зачетом.
Учитывая вышеизложенное, применение положений статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, возникающим при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, возможно с соблюдением ограничений, установленных Бюджетным кодексом.
В целях исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о проведении зачета встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными листами Арбитражного суда края, органом государственной власти субъекта Российской Федерации исполнение денежных обязательств, по мнению Департамента, необходимо произвести путем перечисления суммы возмещения судебных расходов с лицевого счета получателя бюджетных средств (код вида расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности учреждений») в доход бюджета края (оплата задолженности по неустойке, начисленной в рамках исполнения государственного контракта (код доходов бюджета 000 1 16 900020 02 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации»).
Порядок отражения в бюджетном учете органа государственной власти операций по отражению расчетов по доходам и расчетов по принятым обязательствам установлен пунктами 78, 102 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российск��й Федерации от 06.12.2010 N 162н.
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Романов |
Сколько времени инспекция принимает решение о зачете переплаты по налогам
Однако любую ошибку можно и нужно исправить. С 1 января 2022 года изменятся правила зачета налоговых переплат.
Независимо от размера переплаты, всегда существовали способы направить эти деньги в «правильное русло»: либо попросить засчитать их в счет будущих платежей, либо вернуть на свой счет.
Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют большого количества коммерческих участников. Поэтому важно не нарушить цепочку контроля над выделенными средствами именно на те цели, на которые они были предназначены.
В соответствии с пунктом 21 Инструкции N 157н аналитический код по классификационному признаку поступлений и расходов, соответствующий позициям с 4 по 20 кода классификации доходов бюджета, расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, отражается под номерами с 1 по 17 позиций Рабочего плана счетов.
N 53-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году»», «name»: «Федеральный закон от 9 марта 2022 года».
Поддержка осуществляется 7 центрами специализации и 4 платежными центрами, расположенными на территории Российской Федерации от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Налоговые и бухгалтерские изменения — 2022 для бюджетников: обзор
Поэтому все доходы правительственной единицы подлежат зачислению на лицевой счет держателя соответствующих доходов бюджета. Исключение кода из структуры НЦБ не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодировщики по-прежнему должны использоваться. Например, казначейские учреждения обязаны планировать и получать расходы только в разрезе классификаторов сектора государственного управления. Бюджетная смета и обоснование выделения бюджетных средств не могут быть подготовлены без классификатора КОГСУ.
На вебинаре мы проанализируем изменения и новые правила. Это поможет вам правильно отразить необходимую информацию в своих отчетах.
В целях безопасности ваших персональных данных не сообщайте свой пароль никому, даже представителю обслуживающей организации.
Если срок выплаты заработной платы, начисленной по МСФО 4, наступил, а перечисление гранта задерживается, наиболее простым способом отражения временного заимствования в отчетности является «перенос» свободного остатка из МСФО 2 в МСФО 4 в корреспонденции со счетом 304 06 и погашение задолженности по МСФО 4.