Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 31. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно…». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мужчины решили провести митинг с целью инициирования процедуры отставки губернатора области. Администрация города заявила о невозможности проведения мероприятия в предложенном организаторами месте в связи с проведением там ранее запланированного мероприятия. При этом администрация не предложила мужчинам альтернативы, что и побудило Мирового обратиться в суд с иском о бездействии администрации.
Запрещены или разрешены массовые мероприятия в РФ
На основании ст.31 Конституции у россиян имеется право на митинги, собрания, шествия, пикеты или демонстрации, но процедуры выполняется только без использования оружия, а также в мирных целях.
Поэтому если граждане желают выразить свое мнение по какому-либо вопросу, то они могут проводить разные мероприятия, касающиеся политических, экономических или иных вопросов. Но предварительно придется предупредить власти о планируемом событии, а также получить официальное разрешение.
Внимание! Власти часто отказывают в проведении митингов, которые негативно воспринимаются населениям, например, представители ЛГБТ сообщества редко могут получить согласие на акции, призванные обратить внимание на защиту их прав, поскольку чиновники ссылаются на закон, запрещающий пропаганду нетрадиционных отношений.
Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ст. 12 Закона № 54-ФЗ)
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.
В случае отказа в согласовании публичного мероприятия, такой отказ может быть обжалован в суд на основании ст. 19 Закона и Определения КС РФ от 2 апреля 2009 г. № 484-О-П.
За нарушение порядка организации и/или проведения публичного мероприятия установлена административная ответственность по ст. 20.2 КОАП РФ.
Глава 4. Сроки коммуникации
О том, как власти затягивают с ответами во время переговоров с организаторами
Закон предусматривает всего три возможных варианта развития событий после того, как власти получили уведомление об акции. Первый — самый простой и самый редкий среди рассматриваемых нами акций: мероприятие согласовано. У властей нет возражений против проведения акции на условиях организатора, они назначают своего уполномоченного представителя и готовятся обеспечивать общественный порядок. Второй вариант — отказ. По закону, у властей может быть только два основания для отказа в согласовании: или организатор акции не имеет права быть им, или место, выбранное для проведения мероприятия, находится под запретом. Во втором случае отказывать не обязательно, — как отмечает Верховный суд, властям достаточно предложить альтернативное место для проведения мероприятия. И, наконец, третий вариант: коммуникация продолжается, потому что орган власти не устраивает какие-то другие условия проведения мероприятия или обнаруживаются несоответствия в уведомлении — это может касаться места или времени, формы или цели акции. В таком случае администрация предлагает свои изменения, организатор в ответ может согласиться на них или предложить свой вариант. И так до тех пор, пока мероприятие не будет согласовано — или же пока не истечет время согласования.
Однако время жестко ограничено. Кроме внешних сроков, о которых мы говорили выше, есть и внутренние сроки ответов — как для организаторов, так и для администраций.
Виды и формы проведения
В современном обществе встречаются следующие виды митингов:
общественный, или социальный;
Крупные мероприятия нередко проводят в форме «концерт-митинг», когда речь организаторов и общественных, политических деятелей чередуется с выступлениями артистов.
Также может быть проведен митинг-шествие, когда участники приходят в назначенное место, присутствуют на выступлении организаторов, а потом отправляются по заранее оговоренному маршруту. Проводится такое мероприятие для привлечения внимания, по дороге организаторы могут выкрикивать лозунги и передавать участникам плакаты.
Митинг необязательно должен проходить у памятника или на площади. Очень часто так называют небольшие собрания на природе, в кабинете или зале, поскольку на них единомышленники обсуждают злободневные вопросы, выдвигают требования, ищут решения и пытаются привлечь внимание.
Подача заявки на проведение массовых мероприятий
В соответствии с этим законом, проведение мероприятий подобного рода должно быть предварительно согласовано с местными органами исполнительной власти. Для этого необходимо заблаговременно составить заявку. В ней следует указать время, место, а также характер намеченной акции – митинг, шествие, манифестация, пикет и т. д.
Кроме того, требуется назвать предполагаемое количество участников, перечислить используемые средства для усиления звука, а также способы охраны правопорядка и медпомощи. Необходимо указать контактные данные организаций, устраивающих митинг (их должно быть не менее трёх) и Ф. И. О. главных организаторов. Заявка должна быть подана за 10-15 дней до указанной даты мероприятия.
В свою очередь, органы исполнительной власти обязаны выдать подтверждение в получении заявки, а также назначить представителя, уполномоченного в её рассмотрении. Время на это Закон о митингах ограничивает тремя днями. Следует иметь в виду, что тот же закон оставляет за органами власти право, при необходимости, требовать внесения в заявку необходимых изменений, а в отдельных случаях — полностью её отклонять.
Общие рекомендации и запреты
При проведении одиночного пикета важно соблюдать ряд правил, чтобы избежать конфликта с правоохранительными органами. Выделим главные моменты:
- Возьмите с собой паспорт или удостоверение личности. В документе должно быть фото, подтверждающее принадлежность документа пикетируемому лицу.
- Не принимайте алкоголь за сутки до акции или в день ее проведения. При возникновении конфликтных ситуаций наличие спиртного в крови может иметь негативные последствия.
- Во время пикета можно стоять или сидеть возле плата или транспаранта. Разрешается раздача листовок и общение с журналистами для пояснения причин своих действий. Кроме того, на вопросы или реплики прохожих можно выкрикивать лозунги с применением возможностей голоса. Но здесь имеются противоречия. В вопросе выкрикивания позиция представителей власти расходится. Одни утверждают, что одиночный пикет должен сопровождаться молчаниям, а другие допускают возможность высказывания своей позиции. Чтобы избежать проблем, лучше ничего не говорить.
В процессе одиночного пикетирования нельзя:
- применять техническую аппаратуру
- перемещаться
- танцевать
- показывать трюки
- вести разъяснительные беседы с прохожими
- мешать перемещению транспорта и прохожих
- повреждать или уничтожать материальные ценности
- отказываться от выполнения требований полиции
- сопротивляться работникам правоохранительных структур
- оставлять после себя мусор
- распивать спиртное
- стучать
- произносить речи и т. д.
Кроме того, после внесения правок в ФЗ №65 во время одиночного пикета и других аналогичных мероприятий нельзя:
- закрывать лицо или использовать предметы, усложняющие идентификацию гражданина представителями правоохранительных органов
- приносить с собой оружие или предметы, которые могут использоваться в этом качестве (в том числе взрывчатку, горючие вещества и т. д.)
- распространять и демонстрировать нацистскую атрибутику
- озвучивать экстремистские лозунги
- ложно обвинять представителей власти и т. д.
Нарушение указанных запретов может привести к задержанию участника одиночного пикета.
Снятие запрета на въезд в РФ 2017 по закону
Законный и наиболее распространенный способ снятия запрета – через суд. По правилам, которые существуют, нельзя добиться снятия на границе. Поэтому перед приездом следует проверить, не применены ли к вам определенные санкции. Если они имеют место, проверьте еще и причину решения. На практике нередкими являются случаи, когда такие решения проверяют ошибочно. В этом случае при подаче иска в суд укажите на этот факт. Способ номер два для снятия вето – при помощи родственников, являющихся гражданами РФ. Благодаря близком родству нередко снимают данные ограничения.
Запрет на въезд в Российскую Федерацию – это один из методов регулирования миграционных потоков, своеобразные санкции, принимаемые компетентными госорганами в отношении иностранных граждан, нарушивших российское законодательство, миграционные правила или по соображениям безопасности и обороноспособности государства. Преимущественно постановление о запрете въезда, будучи официальным документом, вручается иностранному гражданину. Случается, правда, и такое, что о наличии ограничительных санкций мигранты узнают непосредственно при попытке пересечения границы РФ.
Обжалование запрещения через суд
Если такой законный способ, как жалоба вышестоящему органу, не привел к результату, то следующим этапом снятия ограничения будет судебное обжалование. Для этого так же потребуется помощь адвоката, так как необходимо составить иск, в котором предъявить свои требования к ответчику – органу, наложившему запрещение.
Исковое заявление должно соответствовать всем требованиям, установленным Кодексом административного судопроизводства, так как такой спор будет относится к делам административного характера. Следует учитывать, что КАС РФ предъявляет повышенные требования к представителям, могущим участвовать в разбирательстве. Они в обязательном порядке должны иметь высшее юридическое образование.
Административный процесс может затянуться на несколько месяцев, но может быть и еще больше, если документы в суд будут поданы с нарушениями. Лишь опытный юрист сможет подготовить грамотно нужные бумаги, и тем самым ускорит процедуру.
В волне митингов против насилия, расизма и произвола полицейских, начавшейся 26 мая 2020 года в Миннеаполисе, штат Миннесота, участвовало от 15 до 26 млн американцев, благодаря чему эти протесты стали известны как крупнейшие за всю историю США. Поводом к их началу послужила гибель афроамериканца Джорджа Флойда, который скончался предположительно в результате удушья от постоянного давления во время задержания его офицером полиции Дереком Шовином.
В течение нескольких дней после этого протесты вспыхнули по всей территории Соединённых Штатов и распространились дальше: в течение июня они прошли в 2000 городов 60 стран мира в рамках антирасистского движения «Black Lives Matter», созданного в США ещё в 2013 году.
Большая часть протестов — мирные митинги, направленные против насилия со стороны полиции и расизма. Постепенно они стали перетекать в агрессивные бунты с присущими им мародёрством, разбоем, пожарами и жестокостью. Бунтующие разбивали стёкла, занимались вандализмом, врывались в здания, крали товар, устраивали поджоги при помощи бензина. Среди пострадавших от неуместной агрессии протестующих есть владельцы как крупного, так и малого бизнеса, ещё не успевшие оправиться от губительных последствий пандемии коронавируса.
К началу июня как минимум в 200 городах Америки ввели комендантский час и минимум 30 штатов призвали на помощь Национальную Гвардию. По данным Департамента полиции Лос-Анджелеса, по состоянию на 22 июня было задержано свыше 14 тыс. человек и как минимум 15 человек погибли в результате беспорядков.
23 августа семь выстрелов полицейских в спину афроамериканца Джейкоба Блейка на глазах у троих его детей спровоцировали новую волну протестов в городах Америки. Звёзды выступают в социальных сетях, а жители городов выходят на улицы с плакатами, лозунгами и коктейлями Молотова. Джейкоб по-прежнему находится в реанимации, но его состояние стабилизировалось.
Что делать пострадавшим при задержании
После акции 23 января департамент здравоохранения Москвы сообщал, что за медпомощью тогда в столице обратились 29 человек. Если травмы были нанесены сотрудником полиции или Росгвардии, пострадавшие от незаконного насилия должны зафиксировать их у медиков и обратиться в Следственный комитет с заявлением о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК), сказал РБК юрист Комитета против пыток (признан Минюстом иноагентом) Георгий Иванов. Вероятность возбуждения дела крайне невелика, признает он: «Ни по одному из московских кейсов, которые мы и другие организации вели по митингам 2019 года, не удалось добиться возбуждения уголовного дела, а по большинству случаев не удалось заставить Следственный комитет начать проверки».
В случае отказа потерпевшие могут подать жалобу в суд на бездействие следователей, а после стадии апелляции — подать жалобу в ЕСПЧ о нарушении статьи 3 Европейской конвенции о запрете пыток. Довольно часто Страсбург признает применение силы на мирных акциях чрезмерным, сказал Иванов.
Организатор митингов имеет право публично выражать свои мнения и требования, проводить агитацию, получать информацию о принимаемых в пределах компетенции госорганами мерах по содействию в обеспечении общественного порядка, собирать подписи под требованиями граждан.
За организатором оставили право отказаться от проведения мирных собраний, приостановить или прекратить их, а также обратиться за помощью и эвакуацией в места проведения собрания.
Участники митингов имеют право публично выражать свое мнение, участвовать в принятии коллективных решений, в том числе выражать свое несогласие по вопросам проведения митинга, использовать звукоусилители, плакаты, транспаранты, использовать средства аудиовизуальной техники, а также производить видео- и фотосъемку при проведении мирных собраний, обращаться за медицинской помощью и безопасной эвакуацией с места проведения митинга.
Права и обязанности госорганов
Согласно закону Министерство информации и общественного развития утвердит форму отличительных знаков организатора мирных собраний.
Специализированные места для организации и проведения митингов, порядок их использования и нормы их предельной заполняемости, а также требования к материально-техническому и организационному обеспечению должны утверждать маслихаты. На них же лежит ответственность по определению границ территорий, в которых запрещено проведение пикетирования.
Акиматы рассматривают уведомления о проведении митингов и сообщают о своем решении, выдают разрешения на установку юрт и палаток, назначают своих представителей на митинге.
Акимат вправе отказать в проведении митинга, если организатор не даст ответа о согласии или несогласии с изменением места и маршрута следования мирного собрания, а также может приостановить или прекратить митинг в случае необходимости.
Порядок исполнения наказаний
Процедура исполнения наказания протекает по следующему образцу. Исполнительная инспекция соответствующего административного района получает документ с приговором суда (копию).
После его рассмотрения назначается дата, место встречи (адрес учреждения, номер кабинета) с осужденным. Последний получает официальное уведомление с требованием встать на учет.
Сотрудник инспекции оформляет и высылает уведомление в течение 15 суток с момента получения копии приговора суда. Осужденный должен явиться и встать на учет не позже, чем через 3 суток после получения уведомления. Для совершения процедуры осужденный должен предоставить оригинал документа, удостоверяющего его личность.