- Бюджетное право

Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде: порядок, сроки и правила

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде: порядок, сроки и правила». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Заключения о банкротстве стандартно разделяют, учитывая сроки, данные на их опротестование. Например, акт-решение об отказе начала производства обжалуется по общим правилам процессуального кодекса – месяц дается на апелляцию и 2 месяца на кассацию.

Постановление о несостоятельности

Постановление выносится по факту рассмотрения дел о несостоятельности. В нём может быть:

  • решение отклонить требование о признании субъекта банкротом;
  • открытие конкурсного производства для экономического оздоровления;
  • решение о санации чтобы препятствовать полному разорению и ликвидации;
  • назначение внешнего контроля.

Арбитражным судом может быть приостановлено производство в отношении граждан, ИП, юридических лиц, если:

  • должник восстановил платежеспособность;
  • задолженность перед кредиторами погашена полностью;
  • между сторонами заключен мировой договор;
  • другие индивидуальные ситуации.

Постановление о банкротстве выносится на основании подтверждения фактов несостоятельности и при отсутствии назначенных мер финансового оздоровления.

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

Признаки неплатежеспособности юридического лица

Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:

  • неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
  • недостаточное количество имущества и активных средств.

Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:

  • временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
  • хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
  • абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.

Комментарии к ст. 223 АПК РФ

1. К федеральным законам, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, относятся следующие Законы: от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» , от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).

———————————

Утратил силу с 1 июля 2009 г., но применяется к процедурам, возбужденным до указанной даты.

Необходимо отметить, что текст последнего Закона за семь лет претерпевал изменения и дополнения 23 раза, далеко не все они носили косметический характер. Федеральные законы от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ, от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ, от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ внесли существенные по своей сути и значительные по объему изменения и дополнения, что потребовало коренного пересмотра правоприменительной практики. Существует распространенное и весьма справедливое мнение о том, что интенсивное обновление законодательства значительно осложняет его применение, одним из основных условий определенности и единообразия которого является его устойчивость.

В ч. 1 ст. 223 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» говорится о системной связи в применении Кодекса и Закона о несостоятельности, при этом обращается внимание на специальный характер закона, что в соответствии с общеправовым принципом lex specialis derogat generali позволяет на практике правильно и непротиворечиво применять оба нормативных правовых акта.

Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу закона относятся к специальной подведомственности арбитражных судов (ст. 33 АПК). Они рассматриваются арбитражными судами независимо от того, кто инициирует это производство, гражданин или юридическое лицо, а также в отношении кого оно инициируется, юридического лица или гражданина. Без судебного порядка невозможно применение (введение, открытие) ни одной из предусмотренных Законом о банкротстве процедур (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение, конкурсное производство). Порядок судопроизводства в арбитражных судах, по сути, является основной формой существования и действия норм о банкротстве. Банкротство с юридической точки зрения вне судебного процесса нелегитимно.

Нельзя признать специфическим процессуальным лишь порядок рассмотрения и разрешения дела до признания должника банкротом, а конкурсное производство относить к особому виду исполнительного производства. Действующее законодательство определяет конкурсное производство как процедуру банкротства, которая, как и все другие процедуры банкротства, является судебной. Введение (открытие), продление и завершение каждой процедуры в деле о банкротстве определяются судом и оформляются соответствующим судебным актом. Законом о банкротстве расширены специальные основания прекращения производства по делу о банкротстве, которые подтверждают специфику организации этого вида судопроизводства. Производство по делу о банкротстве, в частности, подлежит прекращению в случае удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в том числе в ходе конкурсного производства (абз. 7 п. 1 ст. 57 Закона).

Публично-правовая составляющая процедур несостоятельности связана с тем, что состояние банкротства предполагает невозможность исполнения должником всех имеющихся обязательств, нарушение принципа надлежащего исполнения обязательств, в связи с чем государство в лице арбитражного суда осуществляет предварительный и последующий контроль за проведением процедур несостоятельности, исполнением лицами, участвующими в деле о несостоятельности, предусмотренных законом обязанностей и реализацией предоставленных прав, которые, в свою очередь, служат достижению основной цели проведения процедур в деле о несостоятельности, а именно соразмерному удовлетворению требований всех кредиторов в очередности, порядке и объеме, предусмотренном законом.

Читайте также:  Можно ли развестись, если ребенку не исполнилось 3 лет?

Для реализации мер по защите прав в деле о банкротстве предусмотрены юрисдикционные и неюрисдикционные их формы. Юрисдикционная форма конкурса представляет собой процессуальное производство и охватывает разрешение тех юридических противоречий, которые нельзя обойти без обращения к судебной власти, а также властных полномочий иного компетентного органа. При этом каждый вид юрисдикционной формы характеризуется самостоятельными средствами защиты (заявление, жалоба, ходатайство, иск), что, в свою очередь, влечет применение специфических способов защиты и построение особой процедуры.

В деле о банкротстве необходимо установление фактов, имеющих юридическое значение для должника, кредиторов, а также для иных заинтересованных лиц. К таким фактам относятся наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность проведения процедур финансовой санации должника, возможность проведения организационных процедур, направленных на оздоровление и восстановление платежеспособности должника. Это связано с решением специфических финансово-экономических задач, а также необходимостью учета интересов значительного числа кредиторов и иных заинтересованных лиц. Для объективного и успешного решения указанных вопросов требуется введение специальных процедур, юридически полная и всесторонняя регламентация которых в рамках общих норм АПК не представляется возможной.

Специфический характер судопроизводства по делу о банкротстве, отличающий его от иных видов производ��тва, выражается в следующем.

Если причиной обращения в арбитражный суд с целью инициирования искового производства является желание защитить (восстановить) оспоренные или нарушенные субъективные права, то возбуждение производства по делу о банкротстве направлено на защиту охраняемого законом интереса кредитора. При этом реализации восстановленного или признанного судом права может препятствовать множество кредиторов.

При наличии нескольких кредиторов должника, имущественные интересы которых, как правило, не совпадают и противоречат друг другу, возникает необходимость применения цивилизованных правовых механизмов, позволяющих максимально соблюсти интересы всех кредиторов в целом и каждого в отдельности.

Обращение должника в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом связано с необходимостью соблюдения прежде всего законных имущественных интересов самого должника. Последний не в состоянии удовлетворить требования всех своих кредиторов по причине недостаточности имущества. Должник заинтересован в применении предусмотренных законом процедур банкротства, которые позволяют временно приостановить исполнение по имеющимся обязательствам.

Материально-правовая природа дел о банкротстве обусловливает специфические задачи судопроизводства: обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа его финансового состояния, определение размера и состава требований всех кредиторов, применение реабилитационных процедур (финансовое оздоровление, внешнее управление) при наличии к тому оснований, справедливое соразмерное удовлетворение требований всех кредиторов в специфических условиях ликвидации (имеется в виду конкурсное производство). Установление наличия или отсутствия юридических фактов в ходе рассмотрения дела о банкротстве (в том числе факта несостоятельности) необходимо для формирования у суда вывода по поводу обоснованности заявленных материально-правовых требований.

Для дел о банкротстве не характерен такой признак, присущий исковой форме защиты нарушенного права, как наличие двух сторон с противоположными интересами. По смыслу ст. 34 Закона о банкротстве должник и кредиторы не являются сторонами. Сторонами называют лиц, спор между которыми должен разрешить суд. В процедурах несостоятельности, особенно после признания должника банкротом, между кредитором и арбитражным управляющим, представляющим должника, отсутствует спор как таковой, а судебная форма выявления, например, размера требований очередного конкурсного кредитора, существует для обеспечения единого и подконтрольного арбитражному суду порядка достижения конечных целей процедур несостоятельности.

Банкротство через МФЦ — внесудебное банкротство

В 2022 у должников появилась возможность признать себя банкротом не только через суд, но и в упрощенном порядке — без суда через МФЦ. Внесудебное банкротство проще и при этом является бесплатным.

Стать банкротом через МФЦ может лицо:

  • имеющее долг в сумме по всем обязательствам не более 500 000 рублей;
  • в отношении которого числится оконченное исполнительное производство по причине отсутствия у него имущества.

Схема такого банкротства отличается от банкротства через суд. Человек подает в МФЦ только заявление и список кредиторов. МФЦ самостоятельно проверяет право на списание долгов через ФССП, затем публикует сообщение о начале внесудебной процедуры.

По истечении 6 месяцев в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве МФЦ включает информацию о завершении процедуры. Должник освобождается от обязательств перед кредиторами, о которых он сообщил при подаче на заявления.

Для наглядности приводим сравнительную таблицу:

Судебное банкротство Внесудебное банкротство
Сумма долга От 300 000 ₽ До 500 000 ₽
Инстанция Суд МФЦ
Стоимость От 80 тысяч ₽ Бесплатно
Постановление о прекращении исп. производства Не нужно Нужно
Сроки От 6-13 месяцев 6 месяцев

Необходимые документы

К заявлению о признании должника банкротом должны быть приложены бумаги, предусмотренные частью 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ и ст. 214.4 Федерального закона о банкротстве:

  • уведомление о вручении (направлении) иска с приложениями всем кредиторам и уполномоченным лицам (пункт 4 статьи 37, пункт 3 статьи 213.4 Закона № 127-ФЗ);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • документы, подтверждающие наличие и порядок образования задолженности;
  • перечень кредиторов и должников заявителя;
  • копии договоров по сделкам с недвижимым имуществом, заключенным должником в течение последних 3 лет;
  • документы, подтверждающие право собственности должника на имущество, сведения о его оценочной стоимости;
  • информация о счетах и наличии на них денежных средств;
  • сведения о семейном положении должника и членах его семьи;
  • доверенность, если заявление подписал представитель должника;
  • иные документы, обосновывающие доводы заявителя.

Арбитражный суд в делах о несостоятельности требует приложения документов к иску в оригиналах или надлежащим образом заверенных копиях. К заявлению кредитора или уполномоченного органа должны быть приложены судебное решение или акт налогового органа, являющиеся подтверждением наличия задолженности у физлица.

Читайте также:  Оформление дарственной на квартиру по договору дарения

Особенности судебного процесса

Заявление о признании лица банкротом может подать:

  • должник или его представитель. Полномочия должны быть оформлены должным образом;
  • кредитор, обязательство перед которым не исполняется;
  • иные лица, заинтересованные в процедуре.

Стороны вправе заключить мировое соглашение, если смогут договориться об условиях возврата долга. Такое соглашение не должно противоречить интересам иных кредиторов или заинтересованных лиц, например, нельзя передавать единственную собственность в счёт долга одному лицу, когда имеется другой займодавец.

Данная категория дел рассматривается только арбитражным судом. Подсудность определяется по месту жительства заявителя. Подведомственность является исключительной, что означает, что дело не может быть передано другому органу, в том числе и третейскому суду.

При рассмотрении дел судами необходимо учесть ряд особенностей:

  • банкротство не считается исковым производством, то есть гражданин направляет в суд не иск, а заявление о банкротстве. Кредиторы так и именуются кредиторами, а не выступают в качестве ответчиков;
  • третьи лица, как заявляющие отдельные требования, так и не заявляющие их, участия в процессе не принимают;
  • не допускается изменение предмета или основания требований, как это производится в рамках искового производства. Также не допускается уменьшение или увеличение требований, так как это противоречило бы общим принципам банкротства;
  • банкротство не может объединяться с иными делами, даже если они связаны с взысканием задолженности. Несостоятельность – это всегда отдельный процесс;
  • если заявление подавалось кредитором, то отказ от него допустим только с согласия прочих кредиторов;
  • доверенность, если от лица выступает представитель, должна содержать прямо выраженные полномочия на участие в данной категории дел. Не допускается использование общих фраз или противоречивых выражений.

Введение реструктуризации долга

Обычно реструктуризация назначается «по умолчанию», и избежать ее можно, подав соответствующее ходатайство. Смысл процедуры — в том, чтобы оценить, а может ли должник расплатиться за 3 года, если растянуть процесс оплаты долга и снизить начисляемые на задолженность проценты до минимальных.

За три года должник должен выплатить 75-80% от суммы общего долга. Ставку по кредитам и иным заемным средствам суд снизит до учетной ставки ЦБ на момент вынесения решения. На середину декабря 2021 года это 7,5% годовых.

Срок принятия решения о назначении процедуры составляет около полугода, в ходе которого управляющий анализирует финансы должника, его имущество, и пытается разработать график погашения долгов, и докладывает суду о результатах.

Но большинство граждан решаются на банкротство как раз потому, что не могут расплатиться с долгами, поэтому целесообразно сразу вводить реализацию имущества, минуя реструктуризацию.

И помимо затягивания сроков, реструктуризация существенно увеличивает стоимость банкротства физ лиц — ведь за эту процедуру, вне зависимости от ее результатов, придется заплатить арбитражному управляющему 25 тысяч рублей, плюс расходы на публикации, почту и т.д.

Процедура банкротства может длиться от полугода до 3 лет. Многое зависит от финансового положения должника и от мастерства юристов, принимающих участие в процессе.

1. Процедура банкротства – судебная процедура, которая проходит в Арбитражном суде по Вашему месту жительства; 2. Для подачи заявления на банкротство нужно наличие долга не менее 500 т.р. или доказательства невозможности погасить свои долги в будущем; 3. Перед подачей заявления на банкротство, его нужно направить всем кредитором; 4. Процедура реализации имущества должника вводится на 6 месяцев. Вся процедура занимается от 8-12 месяцев. 5. По результатам процедуры банкротства судья спишет с Вас все долги. Если у Вас остались вопросы, то задавайте их в форме под этой статьей и наши юристы подробно ответят Вам на них.

Также Вы можете посмотреть наше Видео о процедуре банкротства, в котором содержится более подробная информация о всей процедуре.

Ход судебного разбирательства

Ход разбирательства зависит от индивидуальных особенностей дела, но в целом выглядит следующим образом:

  1. Подача заявления и его рассмотрение – начало судебного разбирательства.
  2. Принятие судом решения по итогам рассмотрения заявления и его обоснованности. Это может быть начало первой процедуры (наблюдение или конкурсное производство – для юрлиц, реструктуризация или реализация имущества – для граждан и ИП) либо блокирование дальнейшего движения дела (признание заявления необоснованным, прекращение дела).
  3. Обжалование судебного решения, если необходимо.
  4. Исполнение судебного решения, в том числе начало введенной процедуры банкротства и осуществление в ее рамках установленных законом мероприятий.
  5. Завершение введенной процедуры, рассмотрение ее итогов и принятие судом решения о дальнейшем ходе процесса – введение другой процедуры, прекращение дела, признание банкротом и (или) другие действия.

Необходимые документы

Организация (физлицо) может быть признана неплатежеспособной, только при наличии нарушений, указанных в законодательстве (срок просрочки от 3-х месяцев) и доказательной базы относительно неплатежеспособности.

Заявление о банкротстве подается в арбитражный суд по месту регистрации задолжавшей компании или гражданина либо по их месту нахождения, проживания.

Список дополнительных документов:

  • бумаги, подтверждающие, что копии иска были отправлены всем заинтересованным лицам;
  • платежку об уплате госпошлины;
  • копию документа о регистрации организации;
  • отчет оценочной компании об имуществе;
  • перечень всех займов;
  • список кредиторов;
  • текущую финансово-экономическую отчетность;
  • данные проведенной инвентаризации;
  • выписки из банка по счетам;
  • сверки с кредиторами;
  • учредительная документация (для компаний);
  • другие бумаги согласно ФЗ-127 ст. 38.

Неплатежеспособными не могут быть признаны религиозные и коммерческие организации, политические партии, учреждения при наличии субсидиарной ответственности.

Несостоятельность других юридических и физических лиц устанавливается только через судебные инстанции по требованию самой компании-должника, гражданина или заявлению заимодавца.

Читайте также:  Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2022 года

Порядок рассмотрения дел

Порядок рассмотрения дел о финансовой несостоятельности происходит в порядке, который регламентирован в 127-ФЗ:

  1. Кредитор, уполномоченная инстанция или должник подают в арбитражный суд заявление о признании компании финансово несостоятельной.
  2. Назначается первое судебное заседание по вопросу обоснованности заявления о банкротстве. Если заявление было признано обоснованным, то суд вводит в отношении должника процедуру наблюдения и назначает кандидатуру временного управляющего.
  3. В течение месяца после введения наблюдательного этапа кредиторы должника передают в суд ходатайства о включении их требований в реестр, и суд по итогам их рассмотрения выносит определение о включении требований в реестр или об отказе.
  4. Проводится первое собрание кредиторов с участием тех субъектов, которые были включены в реестр в установленные сроки. На нем кредиторы определяются с предпочтительным следующим этапом дела о банкротстве через голосование.
  5. Временный управляющий передает суду протокол собрания кредиторов и отчет по результатам анализа финансовой документации должника. По результатам наблюдения суд может принять одно из следующих решений: закрыть дело о банкротстве, перейти к внешнему управлению, финансовому оздоровлению или конкурсному производству.
  6. При введении процедуры финансового оздоровления в суд необходимо представить график погашения задолженности, утвержденный на собрании кредиторов, сведения о гарантах и поручителях исполнения обязательств по графику либо план по восстановлению платежеспособности при отсутствии гарантов. По результатам этапа финансового оздоровления арбитражный управляющий отчитывается перед судом о результативности указанной процедуры. Если удалось погасить всю задолженность перед кредиторами и восстановить платежеспособность, то дело о банкротстве прекращается. Иначе вводятся внешнее оздоровление или конкурсное производство.
  7. При введении внешнего управления руководство должника отстраняется от дел, и менеджерские функции передаются внешнему управляющему. Он должен разработать комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности. При удачном завершении этапа должнику удастся решить проблему с долгами, иначе ему грозит конкурсное производство.
  8. Конкурсное производство – финальная стадия признания компании финансово несостоятельной. Если судом назначается данный этап, то он также должен утвердить кандидатуру конкурсного управляющего. По истечении 2 месяцев после введения конкурсного производства должен быть закрыт реестр кредиторов. На данной стадии производится инвентаризация и оценка имущества должника, а затем его продажа на открытых торгах. Вырученные средства распределяются управляющим между кредиторами в порядке очередности: в первую очередь, нужно погасить требования перед гражданами с требованиями по компенсациям причиненного вреда жизни и здоровью, во вторую – долги в части выходного пособия и зарплаты, в третью – перед кредиторами и уполномоченными инстанциями. Непогашенная задолженность по результатам конкурсного производства списывается.
  9. Конкурсный управляющий передает в суд ходатайство о завершении конкурсного производства и его результатах: какой объем требований удалось погасить и какой остался непогашенным.
  10. При принятии судом определения о завершении конкурсного производства оно передается в ФНС. Данное определение является основанием для ликвидации компании и исключения сведений о ней из реестра.

Выше описан общий порядок прохождения процедуры банкротства в арбитражном суде. Но в действительности необязательно, чтобы все возможные этапы несостоятельности были пройдены должником. Нередко суд приходит к выводу о невозможности восстановления платежного баланса в компании и нецелесообразности введения реабилитационных мероприятий. Поэтому дело о банкротстве ограничивается двумя этапами: наблюдением и конкурсным производством.

Рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

С принятием нового АПК в 1995 г. появилась новая категория дел, рассматриваемых арбитражными судами — дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Их рассмотрение и разрешение арбитражным судом имеет свои процессуальные особенности, обусловленные спецификой предмета судебной деятельности. Это обстоятельство нашло отражение в ч. 3 ст. 22, 27, п. 8 ст. 87, 133, 144 АПК.

В статье 127 Конституции РФ, в ст. 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах» и в ст. 1 АПК предусмотрено, что арбитражные суды разрешают не только экономические споры, но и рассматривают иные дела.

В числе иных дел, отнесенных к подведомственности арбитражного суда, которые не охватываются собственно понятием экономического спора, в ч. 3 ст. 22 АПК называются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

В науке гражданского процессуального права, в законодательстве о гражданском судопроизводстве и судебной практике сложилось единое мнение о существовании самостоятельного вида судопроизводства — особого производства. Предметом его разбирательства и являются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

В арбитражном процессуальном законодательстве также упоминается данная категория дел, однако законодатель не относит ее к особому производству, поскольку в арбитражном процессе нет такого понятия. И в то же время дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не являются делами искового производства, поскольку в них отсутствуют истец и ответчик, а существует только заявитель.

Анализ ст. 22, 27, п. 8 ст. 87, 133, 144 АПК дает основание для вывода о том, что речь в них идет о делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, как о делах особого производства, ибо это не споры о праве, а нечто иное, не охватываемое понятием искового производства.

АПК (ч. 3 ст. 22) относит к подведомственности арбитражных судов, помимо экономических споров, и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В данном случае речь идет об установлении арбитражным судом не любых фактов, а только тех, которые имеют правовые последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

182 1 08 01000 01 1050 110


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *