Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поддержка авиакомпаний обошлась российскому бюджету почти в ₽600 млрд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств и нематериальных активов), подлежащей налогообложению, нужно из выручки от их реализации на возмездной основе вычесть сумму налогов и сборов, исчисляемых из выручки, а также отнять соответствующие затраты, которые учитываются при налогообложении. Таковыми являются затраты, соответствующие требованиям ст. 169–172 НК. А затраты, перечисленные в ст. 173 НК, нельзя учитывать при расчете налога на прибыль.
- Налог на прибыль организаций — ключевая пошлина, сложная в расчёте из-за определения налоговой базы.
- Важно точно классифицировать доходы и расходы, убытки, знать региональные ставки и пользоваться положенными льготами.
- Расходы и доходы определяются одним методом. Нельзя учитывать расходы по начислению, а доходы по кассовому методу.
- Актуальную информацию по региону всегда можно узнать на официальном сайте ФНС. Это поможет избежать лишних расходов или волокиты по возврату излишне перечисленных средств из бюджета.
- В 2022 году налог на доход составляет от 0 до 20% в зависимости от деятельности и географии предприятия.
- Налог можно платить помесячно или поквартально.
- Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытков, которые предприятие понесло в ходе деятельности, но не более 50% от общей суммы убытка.
Льготы по налогу на прибыль
Федеральный закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ расширил перечень доходов, которые разрешается не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль (новая редакция ст. 251 НК РФ). К числу таких доходов, в частности, с 1 января 2022 года отнесены (п. 26 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ):
- доходы в виде безвозмездно полученного из государственной казны имущества (за исключением денежных средств), предназначенного для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавирусной инфекции;
- доходы в виде сумм прекращенных в 2022 году обязательств по договорам займа (кредита), заключенным до 1 марта 2022 года с иностранной организацией в случае принятия такой организацией решения о прощении долга;
- доходы в виде сумм прекращенных в 2022 году обязательств, связанных с выплатой иностранному участнику ООО действительной стоимости доли при выходе его из состава участников такого общества или в результате его исключения в 2022 году из состава участников в судебном порядке;
- доходы в виде стоимости газа и услуг по его транспортировке по газораспределительным сетям, полученных на безвозмездной основе потребителями, использующими газ для обеспечения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях.
Кроме того, закон расширяет и перечень расходов организаций, которые они могут принимать к учету с применением повышающего коэффициента (новая редакция ст. 257 НК РФ). По новым правилам компании вправе применять повышающий коэффициент 1,5 в отношении расходов на приобретение следующих основных средств и нематериальных активов (п. 28 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ):
- основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции и относящихся к сфере искусственного интеллекта;
- программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российского ПО и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта.
Плательщики налога на прибыль
Плательщиками налога на прибыль признаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации (в т.ч. не являющиеся юридическими лицами), простые товарищества (участники договора о совместной деятельности кроме участников договора консорциального кредитования). Иными словами, налог на прибыль уплачивают только организации.
Также стоит помнить о том, что организации, местом нахождения которых является Республика Беларусь, относятся к белорусским организациям. В связи с этим они в полном объеме обязаны уплачивать налоги от доходов, полученных от источников в нашей стране и за ее пределами, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и на территории иных государств.
Филиал, представительство и иное обособленное подразделение юридического лица Республики Беларусь, имеющее отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт счет в банке с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих обособленных подразделений, самостоятельно исчисляют налог на прибыль и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц в части своей деятельности, если иное не установление налоговым законодательством или Президентом Республики Беларусь.
Иностранные организации признаются плательщиками налога на прибыль в случае, если они осуществляют свою деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.
Таким образом, все белорусские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянное представительство, являются плательщиками налога на прибыль. Отметим, что данный налог уплачивают как коммерческие, так и некоммерческие организации, в т.ч. бюджетные учреждения.
При этом некоторые организации освобождены от уплаты налога на прибыль. К ним относятся организации, применяющие особый режим налогообложения:
– производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента);
– применяющие УСН (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента);
– осуществляющие деятельность в качестве резидентов ПВТ (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента).
Платежи при ВВОЗЕ в ОЭЗ «Моглино» и помещение под таможенную процедуру свободной таможенной зоны:
Иностранные товары |
Свободная таможенная зона |
НДС – Не облагается Ввозная пошлина – Не облагаются |
Без СТЗ |
Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления: НДС – Облагаются Ввозная пошлина – Облагаются |
|
Товары Таможенного союза |
Свободная таможенная зона |
Вывозные пошлины – Не облагаются НДС – возмещается ИФНС |
Без СТЗ |
— |
Переход на специальные режимы
Спецрежимы позволяют значительно снизить налоговые отчисления по нескольким видам налогов, заменив их общим, характерным для каждого особого случая платежом. При этом необходимо соответствие определённым критериям и условиям.
Режим | Критерии |
Упрощенный (УСН) | 1. — выручка – до 150 млн руб.
2. — численность – не более 100 |
«Вменёнка» (ЕНВД) | — выручка не устанавливается
— численность – не более 100 — площадь торгового зала – не более 150 м2 — количество единиц транспорта – не более 20 |
Патент | Только для ИП, у которых:
— трудится не более 15 человек по всем направлениям работы — выручка – до 60 млн руб. |
Сельхозналог | — общий объём выручки не устанавливается
— доход по сельхозпродукции – не менее 70% Для ИП и рыбохозяйств: — работников – не более 300 |
Для «вменёнки» и «упрощёнки», по которой базой берутся доходы, предусмотрено уменьшение аванса и вменённого квартального платежа в случае оплаты в отчётном периоде страховых начислений на сотрудников, а ИП – на самого себя.
Порядок оформления послаблений по ННП
Оформить послабления можно только до налогового периода с предоставлением пакета документов налоговой инспекции. По завершении льготного периода требуется отчитаться о льготе. Если право скидки прекращено, перерасчет – обязательство налогоплательщика. Оплатить налог можно несколькими способами: с расчётного счета или через электронные сервисы.
Использование пониженных ставок носит заявительный характер. Как основание в ФНС формируется комплект документальных доказательств согласно требованиям. Конкретный список документов зависит от типа оказываемых услуг.
Учреждениям здравоохранения, образования требуются лицензии на деятельность, документы, доказывающие наличие профильных специалистов в штате. Всеми организациями подготавливаются данные аналитики доходов с детализацией по типам деятельности. Копаниям, которым нужно доказать наличие лицензированных работников, предоставляются данные на работников.
Порядок оформления: компания или предприятие, которое решило оформить налоговые послабления, до начала льготируемого периода направляет ФНС заявление. Скидки применяются не только с самого начала налогового периода, но и в любой отрезок времени на его протяжении. К заявлению следует приложить лицензии по оказанию услуг. Срок подачи – не позднее 30 дней до начала предполагаемого льготируемого периода.
После окончания льготного периода плательщиком налога документально подтверждается законность применения ставки 0%.
Инспекции ФНС предоставляются сведения о составе и структуре доходных источников, информация о наличии на протяжении периода достаточного количества соответствующих профилю сотрудников, копии сертификатов на деятельность для работников сферы здравоохранения. При невозможности предоставить документы право на скидку отсутствует.
При предоставлении сниженной ставки существуют определённые требования к прилагаемым документам и содержащейся информации.
Заявление подается единоразово до планируемой даты применения послаблений по ННП. Декларация по ННП оформляется всегда, не зависит от наличия льгот и отсутствия обязанности уплаты.
Калькуляция доходных источников осуществляется лишь по отношению к выручке, принимаемой для вычисления величины налоговой базы.
Для учреждений, финансируемых из бюджета, учёту подлежит лишь выручка от внебюджетной деятельности.
Для подтверждения необходимой численности подготавливаются штатное расписание, трудовые договора, иные документы. Среднесписочная численность определяется согласно приказу Росстата номер 435.
Например.
Дано: ООО «Медплюс» — медицинская организация. НБ за 2016 год – 900 тыс. рублей.
За налоговый период учреждение обязано рассчитать и заплатить в бюджет следующие суммы:
- в ФБ
900 тысяч рублей Х 0,02 = 18 000 руб.
- в РБ
900 тысяч рублей Х 0,18 = 162 000 руб.
Налоговые каникулы для бизнесменов Москвы
Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10 «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве ИП и перешедших на УСН и (или) ПСН» вступил в силу 25.03.2015 г. (далее по тексту – Закон №10) и ввел нулевую ставку для ИП, перешедших на УСН и (или) ПСН и впервые зарегистрировавшихся в качестве ИП.
Указанный закон также как и предыдущий, распространяется на ограниченный осуществляемыми видами деятельности круг ИП, например, деятельность в сфере производства пищевых продуктов, одежды, кожи и изделий из нее, резиновых и пластмассовых изделий, электрооборудования, мебели, музыкальных инструментов; научные исследования.
То есть ИП, работающий на патенте, вправе претендовать на бесплатное получение патента на определенный вид деятельности, а ИП-«упрощенец» — использовать ставку 0% в отношении полученного дохода.
Особенности предоставления налоговых послаблений для некоторых типов деятельности
Для организаций льготы предоставляются, если они являются учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, производителями сельскохозяйственной продукции, участниками ОЭЗ, СЭЗ и региональных инвестиционных проектов. Для использования преференций существуют определённые условия, которым необходимо соответствовать предприятиям, претендующим на скидку.
Определённые категории организаций вправе претендовать на налог по более выгодным условиям.
По ним применяются специальные налоговые ставки.
Рассмотрим некоторые особенности платы ННП отдельными категориями плательщиков.
Налог на прибыль льготы для учреждений, производящих продукты сельского хозяйства Производители продуктов сельского хозяйства вправе выбрать между специализированным налогообложением – единым сельскохозяйственным налогом, и общим. При использовании спецрежима они подлежат освобождению от ННП, если:
- продают продукты сельского хозяйства после первичной или промышленной переработки;
- размер вышеуказанных продуктов не менее 0,7 от общего оборота.
Вид экономической деятельности |
Доля льготы, % |
Количество организаций, ед. |
Коэффициент бюджетной эффективности |
Коэффициент социальной эффективности |
Коэффициент экономической эффективности |
Добыча полезных ископаемых |
98,6 |
26 |
0,93 |
1,16 |
1,14 |
Транспорт и связь (за исключением трубопроводного) |
1,2 |
1,20 |
1,20 |
1,14 |
|
Обрабатывающие производства (за исключением производства нефтепродуктов) |
0,01 |
0,52 |
1,14 |
1,11 |
|
Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) |
0,02 |
0,72 |
1,05 |
1,08 |
|
Строительство |
0,2 |
0,75 |
1,18 |
1,25 |
|
Всего |
100,0 |
38 |
Низкие значения показателя бюджетной эффективности объясняются уменьшением налоговой базы [4].
Организации, оказывающие социальное услуги населению, имеют право на льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% при соблюдении ряда условий (п. 1.9 ст. 284 НК РФ). Перечень услуг, в отношении которых применима льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638.
Обязательные требования для претендентов на получение льготы по налогу на прибыль (ст. 284.5 НК РФ):
- Компания должна быть зарегистрирована в реестре поставщиков соцуслуг субъекта Федерации.
- В штате должно непрерывно работать на протяжении налогового периода не менее 15 сотрудников.
- Оборот от оказания социальных услуг должен составлять по итогам года не менее 90% от всех доходов компании.
- В деятельности не должны использоваться векселя и фининструменты срочных сделок.
Условия для получения льготы по налогу на прибыль 2020–2021
В общих случаях для того, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, необходимо подать заявление не позже чем за месяц до начала нового налогового периода в местную ИФНС. К заявлению необходимо приложить подтверждающую документацию (в заверенных копиях) о том, что у заявителя есть право на применение налоговых преференций.
Вместе с налоговой декларацией, которая подается по окончании налогового периода, налогоплательщик должен подать документы, которые подтверждают выполнение им условий, дающих право на льготы. В частности, требуется предоставить отчет с расчетом доли доходов, полученных от деятельности, на которую распространяется льгота.
Льгота по налогу на прибыль организаций
Налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Башкортостан, устанавливается в размере 13,5 % (12,5 % в 2017 — 2020 годах) для организаций, состоящих на налоговом учете на территории Республики Башкортостан, заключивших с Правительством Республики Башкортостан инвестиционное соглашение об условиях реализации приоритетного инвестиционного проекта и осуществивших капитальные вложения в объекты основных средств производственного назначения (приобретение основных средств (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга), не бывших ранее в эксплуатации, новое строительство (в том числе хозяйственным способом), используемые исключительно для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Башкортостан, предназначенных для реализации третьим лицам (далее — инвесторы).
Пониженная налоговая ставка применяется инвестором в зависимости от суммарного объема капитальных вложений, фактически осуществленных в приоритетный инвестиционный проект в течение первых трех лет, в течение первых пяти лет — при объеме капитальных вложений свыше 5000 млн. рублей, его реализации по данным бухгалтерского учета, начиная с начала года (налогового периода), следующего за годом, в котором объем капитальных вложений достиг уровня, дающего право на ее применение.
Инвесторам, реализующим приоритетный инвестиционный проект на территориях муниципальных образований Республики Башкортостан, включенных в утверждаемые Правительством Республики Башкортостан комплексные программы экономического и социально-экономического развития муниципальных образований Республики Башкортостан, от 10 млн. рублей до 1500 млн. рублей включительно — на 3 налоговых периода*
*В соответствии с Федеральным законом N 302-ФЗ от 03.08.2018 г. «Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленные законами субъектов Российской Федерации до 1 января 2018 года, подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов Российской Федерации на налоговые периоды 2019 — 2022 годов»
Ставка налога на прибыль организаций для организаций — участников региональных инвестиционных проектов.
Налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Башкортостан, для организаций — участников региональных инвестиционных проектов, включенных в реестр участников региональных инвестиционных проектов, устанавливается в размере 10 процентов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налога, рассчитанной исходя из ставки налога в размере 20 процентов, и суммой налога, исчисленного с применением установленной настоящей статьей пониженной налоговой ставки, определенная нарастающим итогом за указанные отчетные (налоговые) периоды, составила величину, равную объему осуществленных в целях реализации инвестиционного проекта капитальных вложений, определяемому в соответствии с пунктом 8 статьи 284.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Переход на специальные режимы
Спецрежимы позволяют значительно снизить налоговые отчисления по нескольким видам налогов, заменив их общим, характерным для каждого особого случая платежом. При этом необходимо соответствие определённым критериям и условиям.
Режим | Критерии |
Упрощенный (УСН) | 1. – выручка – до 150 млн руб.
2. – численность – не более 100 |
«Вменёнка» (ЕНВД) | – выручка не устанавливается
– численность – не более 100 – площадь торгового зала – не более 150 м2 – количество единиц транспорта – не более 20 |
Патент | Только для ИП, у которых:
– трудится не более 15 человек по всем направлениям работы – выручка – до 60 млн руб. |
Сельхозналог | – общий объём выручки не устанавливается
– доход по сельхозпродукции – не менее 70% Для ИП и рыбохозяйств: – работников – не более 300 |
Для «вменёнки» и «упрощёнки», по которой базой берутся доходы, предусмотрено уменьшение аванса и вменённого квартального платежа в случае оплаты в отчётном периоде страховых начислений на сотрудников, а ИП – на самого себя.
В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, применяется ставка 0 % с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.5 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464 ФЗ указанные нормы должны действовать с 01.01.2015 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 3 Федерального закона № 210 ФЗ, и учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять ставку 0 % бессрочно.
Если учреждение не применяло ставку 0 % и хочет сделать это с 01.01.2020, не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему, согласно п. 5 ст. 284.5 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий для применения льготы, прописанных в п. 3 этой статьи. (Учреждениям, которые облагали прибыль по ставке 0 % в 2019 году, для продолжения применения этой ставки в 2020 году представлять заявление в налоговый орган не нужно.)
Обращаем ваше внимание, что если учреждение ранее применяло ставку 0 %, а затем перешло на общую ставку, то оно, согласно п. 9 ст. 284.5 НК РФ, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки.
Затраты, учитываемые при налогообложении, – это экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухучета (при необходимости – посредством проведения расчетных корректировок к данным бухучета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и законодательством (п. 1 ст. 169 НК).
Затраты, учитываемые при налогообложении, отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая).
Критерии, согласно которым расходы не могут быть признаны экономически обоснованными затратами, приведены в п. 4 ст. 169 НК.
Учитываемые при налогообложении прибыли затраты в свою очередь включают (ч. 2 п. 1 ст. 169 НК):
– затраты по производству и реализации товаров (далее – затраты по производству и реализации);
– нормируемые затраты.
Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).
Отдельные затраты по производству и реализации для целей налогообложения принимаются с учетом особенностей, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК, а именно:
– затраты на приобретение (в т.ч. путем создания) объектов ОС и НМА, используемых в предпринимательской деятельности и находящихся в эксплуатации, отражаются посредством начисления амортизации;
– право применения инвестиционного вычета – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию – не более 20% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию); по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию – не более 40% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию);
– проценты за пользование кредитами, займами, принимаются в качестве затрат по производству и реализации, за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством, а также процентов по просроченным платежам по основному долгу по займам и кредитам;
– обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения РБ и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством;
– расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и официальным курсом белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленным Нацбанком на момент покупки;
– расходы на рекламу;
– прочие расходы.
Льготы по налогу на прибыль
Льготы по налогу на прибыль предоставляются отдельным категориям плательщиков и предусмотрены (ст. 35 НК):
– НК;
– иными актами налогового законодательства;
– международными договорами РБ.
Налоговые льготы по налогу на прибыль устанавливаются в виде (п. 2 ст. 35 НК):
– освобождения от налога;
– дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога;
– пониженных ставок по сравнению с общеустановленными;
– возмещения суммы уплаченного налога;
– в ином виде, установленном Президентом РБ.
Плательщик вправе использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам) с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований (п. 4 ст. 35 НК).
Льготы по налогу на прибыль установлены ст. 181 НК. Вместе с тем отдельные вопросы налоговых льгот регулируются декретами и указами Президента РБ. В ряде случаев они носят индивидуальный характер.