Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый порядок проведения предрейсовых медосмотров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2022 году все фирмы, которые занимаются перевозками грузов или пассажиров, должны организовывать проведение медицинских осмотров водителей. Это важно для обеспечения безопасности дорожного движения. Процедура позволяет определить, можно ли шоферу доверить жизни людей.
Под предрейсовым осмотром принято подразумевать медицинское освидетельствование водителей перед каждым выездом по путевому листу. Такое действие распространяется на всех шоферов, которые работают по найму.
Об обязанности прохождения предрейсового осмотра говорится в действующих нормативно-правовых актах. Если водитель придет на работу в состоянии алкогольного опьянения или с симптомами какого-либо заболевания, то его не допустят к рейсу.
Внимание! Шофера, у которого будут выявлены нежелательные состояния или болезни, необходимо отправить на дальнейшее обследование в медицинское учреждение.
Особенности предрейсовых медицинских осмотров:
- Проводятся перед началом рабочей смены, чтобы определить, можно ли допустить водителя к управлению транспортным средством.
- Организуются и оплачиваются работодателем.
- Могут проводиться исключительно медиками, которые имеют необходимую квалификацию.
Законодательство и нормативы, регулирующие порядок предрейсового медосмотра водителя
- Закон о Безопасности Дорожного Движения с многочисленными изменениями от 30.07.19 г. № 196-ФЗ, статьи 20 и 23.
- Медицинские осмотры некоторых категорий работников: ст. 213 ТК РФ № 197-ФЗ от 30.12.01 (в новой редакции действует с 13.08.20 г.).
- Порядок проведения предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителей: Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г. (с новыми поправками выйдет в конце I квартала 2021 г.).
- Закон об охране здоровья граждан (соблюдение врачебной тайны ст. 13; виды медосмотра, диспансеризация: ст. 46 п. 2; части 4-5) РФ № 323-ФЗ от 21.11.11 г. в последней редакции, действующей с сентября 2020 года.
- Статья 94. Закона № 242-ФЗ от 29.07.17 г. Сведения о лицах, … в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования.
Обратите внимание: 22 пункт норматива (№ 242-ФЗ ст. 94) изменят в 2022 году на основании Закона № 439-ФЗ от 25.12.18 г.
- Минтранс РФ утвердил Положение №15 на основании Федерального Закона №197-ФЗ (30/12-01 г.) ТК РФ; ст. 329 об учете отдыха и рабочего времени водителя. В новой редакции вступил в силу 13/08-20 г.
- Приказ Минздрава России от 14.07.2003 № 308 “О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения”: В приложении 7 и 8 приводится список изучаемых тем при подготовке медработников по ПМО и освидетельствованию на алкоголь. Каждый курс занимает 36 часов, в совокупности – 72. Возможно дистанционное обучение.
- Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Когда проводят медицинский осмотр
Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.
Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.
Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей
Чтобы организовать качественные медосмотры водителей своей организации, собственнику нужно:
- Утвердить и ввести в действие соответствующее положение.
- Подготовить помещение для медосмотров. Требования к нему изложены в методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале стати).
- Утвердить количество медработников, которые будут проводить медосмотры, установить график их работы.
- Периодически организовывать для них повышение квалификации и обучение. Если медработники числятся в штате компании, это делает работодатель, в штате больницы – больница. Для исключения недоразумений это целесообразно прописывать отдельным пунктом договора на медуслуги.
- Обеспечить медпункт всей документацией, в т.ч. журналами предрейсового медицинского осмотра водителей образца 2021 г.
Требования к помещению для медосмотров согласно методики Минздрава:
— состоит минимум из 2 комнат. Первая используется для всех видов медосмотров. Во второй комнате водители сдают анализы (например, кровь, мочу);
— хорошо освещено;
— оборудовано: кушеткой, офисной мебелью, светильниками, шкафом, вешалкой, сейфом;
— оснащено: термометрами, тонометрами, алкотестерами, приборами на выявление паров спирта, экспресс-тестами на наркотики, медшпателями, укомплектованной сумкой для оказания первой медпомощи. Минимальное количество каждого из инструментов приведено в методике.
Стандартная схема организации медосмотра водителей перед рейсом
- На процедуру водитель приносит с собой путевой лист. Заходить в кабинет следует по одному.
- Пока очередной пациент входит, медработник оценивает его походку (идет уверенно, ровно, шатается, натыкается на мебель), внешний вид (опрятный, неряшливый, уверенный, нервный, задумчивый, «потерянный»), особенности поведения (держится спокойно, ерзает, нервничает, старается отодвинуться подальше, прячет руки).
- Медработник собирает анамнез – опрашивает водителя, как он себя чувствует, выспался ли он, есть ли у него жалобы на состояние здоровья, настроение.
- Если водитель на что-то жалуется (например, на высокое давление), медработник должен измерить его значение и выяснить, действительно ли значение этого параметра отклоняется от нормы и мешает работе.
- Медработник осматривает кожу – ее цвет и целостность (сигналами опасности считается наличие свежих ран, мест уколов, расчесанные области и т.д.);
- Медработник осматривает глаза – слизистые оболочки, склеры, зрачки.
- Медработник измеряет АД и ЧСС. Температуру нужно измерять, если есть признаки ее повышения.
- Медработник заполняет Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей. Образец документа доступен для скачивания ниже. Если претензий нет, медработник проштамповывает путевой лист, заполняет графы штампа. На этом процедура заканчивается. Осмотр считается пройденным, и водитель отправляется работать.
Послерейсовый медосмотр организовывается так же. Он проводится для контроля:
- поведения трудящихся в течение смены. Это помогает предупредить употребление запрещенных веществ после заполнения медработниками маршрутных листов.
- воздействия на водителей ОПФ и вредностей во время выполнения производственных заданий.
Допуск к работе и последствия запретов
Если есть отклонения, препятствующие дальнейшей работе – выдают направление, предъявляемое в поликлинике по адресу проживания.
Справка должна содержать следующую информацию:
- подпись самого медицинского сотрудника, выдавшего документ;
- описание объёмов оказания помощи заявителю;
- диагностирование болезней по предварительным заключениям;
- цель, с которой пациента направляют к сотрудникам поликлиники;
- дата, точное указание времени проведения контроля;
- порядковый номер самого мероприятия.
Требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей
Готовя помещение и закупая оборудование сохраняйте акты (технические документы) о характеристиках материалов. Их могут запросить при проведении проверки, как свидетельство соблюдения санитарных норм, соответствующих требуемым стандартам. Основные из них:
- Минимальные габариты помещения для проведения ПМО: 12 м2; высота — 2,6 м; лаборатория + санузел — 6 м2.
- Комбинированное освещение: большое окно (жалюзи) и электрическое, соответствующее стандартам КЕО.
- Гладкие моющиеся стены и полы из рекомендуемых материалов, соответствующих техническим и гигиеническим нормам.
- Комната оборудована кушеткой, офисной мебелью, телефоном, светильниками и прочим оборудованием.
Санитарно-эпидемиологические требования к помещению медкабинета СанПиН 2.1.3.2630-10 для проведения
предрейсового медицинского осмотра
- Высота помещений: не менее 2,6 м.
- Общая площадь — 18 м2: кабинет — 12 м2; комната для забора биологических сред, совмещенная с санузлом — 6 м2. Желательно иметь отдельный вход с улицы и комнату ожидания (коридор).
- Освещение искусственное и дневное с соблюдением коэффициента естественного освещения (КЕО).
- Для защиты от слепящего солнечного света и перегрева наличие солнцезащитных козырьков (жалюзи).
- Поверхность стен, полов, потолков гладкая, без шероховатостей и дефектов. Легкодоступная для влажной уборки, включая обработку дезинфицирующими средствами. (Учитывая работу в условиях пандемии желательно использовать ультра-фиолетовые лампы для обеззараживания помещений).
- Покрытие пола: прилегает к основанию; закругленное сечение сопряжение стен и полов; герметические швы; запаянные стыки линолеума.
- Отделка в местах установки раковин: керамическая плитка (влагостойкий материал) — 1,5 м от пола; ширина не менее 20 см с боковых сторон.
Примечание: К помещению предъявляется много требований, которые необходимо выполнить. Сверяйтесь с документом СанПиН в актуальной редакции (нормативы могут меняться).
Срок действия путевого листа
Путевой лист выдается не более, чем на 24 часа. Исключением может быть командировка водителя длительностью более суток. Но даже в этом случае сотрудник должен придерживаться нормативов рабочего времени и иметь возможность полноценно отдохнуть. Поэтому желательно указывать продолжительность смены. Инспекторы ГИБДД и контролирующие органы обращают внимание на фактический срок нахождения в рейсе.
Правила заполнения путевого листа
- Путевой лист заполняют на каждый автомобиль до начала движения (выезда из гаража).
- Если водитель уже оформленного ТС сменился, заполняется новая путевка.
- При проставлении даты и времени медосмотра штамп о допуске водителя не требуется, если бланк содержит специальную графу. Достаточно указать ФИО и подпись врача, можно в электронном виде.
- Контролер, проводящий предрейсовый техосмотр ТС на месте парковки, делает соответствующую запись в журнале учета. Время ТО должно отличаться от указанного при медосмотре, и времени в путевках других водителей, если они обслуживаются одним механиком.
- В п/л ставится штамп-допуск, заверенный подписью (фамилия + инициалы) медсотрудника.
- Путевые листы являются отчетными документами. Информация о них храниться владельцем ТС не менее пяти лет (в электронном формате — год).
Помещение для предрейсового осмотра проходит несколько этапов для получения лицензии. Это происходит через следующие шаги:
- Проведение экспертизы на объекте, который подлежит лицензированию, для установления степени его соответствия законодательным требованиям.
Для этого лицензиат обязуется предоставить такие документы как:
- Сформированный план БТИ для помещения, где будет располагаться кабинет для предсменных и послесменных осмотров.
- Свидетельство о праве собственности на изучаемое помещение.
- Договор аренды или акт приема-передачи — в зависимости от статуса объекта (находится ли он в аренде или является личной недвижимости).
- Получение заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям, что позволяет осуществлять медицинскую деятельность.
Для этого предоставляются следующие документы:
- Устав организации.
- Свидетельство, заверяющее постановку на налоговый учет.
- Актуальная выписка из ЕГРЮЛ, срок которой не более 10 дней.
- Свидетельство, подтверждающее право собственности на изучаемый объект.
- Договор аренды при нахождении помещения в аренде. Срок его продолжительности должен быть как минимум 11 месяцев.
- Свидетельство ОГРН, подтверждающее регистрацию компании.
Все документы должны быть предоставлены в виде нотариально заверенных копий для рассмотрения.
- Оформление медицинской лицензии на организацию кабинета.
На этом этапе требуемый перечень документов пополняется следующими пунктами:
- Свидетельством о внесенных раннее в Устав изменениях, если они производились.
- Письмо, свидетельствующее о постановлении компании на учет в органы статистики.
- Протокол формирования компании и протокол о вносимых изменениях в документы, если они ранее производились.
- Поручение на оплату государственной пошлины, уплачиваемой за получение лицензии.
- Выписка, содержащая перечень средств, приобретаемых для ведения фармацевтической работы.
- Информация о работе медицинского сотрудника, обладающего достаточной квалификацией и образованием для организации предсменных и послесменных осмотров.
- Документы, связанные с работой заведующего: заключенный трудовой договор и приказ о назначении.
- Документы, свидетельствующие о назначении специалиста на должность генерального директора.
- Список используемого оборудования для прохождения водителями медицинского предрейсового осмотра.
- Сертификаты, подтверждающие соответствие используемого оборудования.
- Удостоверения, где отмечена регистрация соответствующей аппаратуры.
- Накладные.
- Заключение, подтверждающее прохождение санитарно-эпидемиологического контроля в отношении медицинского оборудования.
- Выписка о его помещении на баланс фирмы.
- Договор, обеспечивающий техобслуживание оборудования.
- Организация выезда для оценки изучаемого объекта и перечня необходимых документов. Она организуется с участием сотрудников Департамента здравоохранения или представителей Росздравнадзора.
- Оформление лицензии по результатам проведенных проверок. На этом этапе компания получает официальное разрешение на организацию медицинской деятельности. Если сотрудник, занимающийся проведением медосмотра, числится в штате компании, узаконивание его деятельности также требует оформления отдельной лицензии для руководителя фирмы. В результате лицензирования организации присваивается официальный статус лечебного учреждения.
При лицензировании деятельности медицинского кабинета необходимо иметь в штате не только медсестру, проводящую осмотры, но и главврача. Им может быть как отдельно приглашенный специалист, так и генеральный директор или его заместитель. Главное условие — наличие высшего медицинского образования и сертификата, соответствующего профилю «организация здравоохранения». Кроме того, обязательным считается стаж работы не менее 5 лет.
Оснащение кабинета предрейсового осмотра формируется исходя из числа сотрудников, которым предстоит ежедневное прохождение осмотра. Для них может быть организован как отдельный кабинет, так и медпункт или даже целая медицинская часть. Выбор помещения подходящего размера контролируется санитарно-эпидемиологической службой, проверяющей его соответствие законодательным нормам.
ПРИЧИНЫ ОТСТРАНЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ ОТ УПРАВЛЕНИЯ ТС
Существуют причины, мешающие водителю полноценно управлять транспортным средством. В этом случае формируется протокол в формате служебной записки, а сам сотрудник получает направление в поликлинику. Оно может быть связано с необходимостью сдачей анализов, например, мочи или крови, или сразу с получением лечения у конкретного специалиста.
Главной задачей медицинского осмотра становится поддержание безопасности дорожного движения, жизни и здоровья его участников. В рамках этих целей отстранение от работы может быть обусловлено следующими причинами:
- Наличием выраженного болевого синдрома.
- Присутствием признаков гриппа или ОРВИ.
- Высокое или, напротив, чрезмерно низкое давление, отклоняющееся от нормы.
- Проблемы с сердечным ритмом.
- Усталость и выраженное переутомление.
- Употребление препаратов, затормаживающих скорость реакций.
- Состояние алкогольного или наркотического опьянения.
Для проведения проверки на уровень трезвости водителя проводится составление протокола. Он включает в себя следующие пункты:
- ФИО сотрудника.
- Должность и место работы.
- ФИО медицинского работника, направившего его на обследование, а также дата и точное время проведения тестирования.
- Нестандартное поведение: замкнутость, сонливость, раздраженность, взбудораженность и т.д.
- Наличие жалоб.
- Состояние кожи: ее цвет, возможные повреждения (следы от шприцов, расчесывание, высыпания).
- Состояние слизистых оболочек и зрачков.
- Показатели пульса и АД.
- Особенности передвижения и походки: нетвердость, шаткость положения, разбрасывание ног.
- Дрожь в руках или на веках.
- Точность выполняемых движений.
- Наличие запаха, говорящего об употреблении алкоголя или наркотических средств.
В заключении прописываются сведения об общем положении обследуемого, его состоянии и дальнейших рекомендациях. Все это заверяется подписью сотрудника, проводившего тестирование.
Для некоторых показателей у работников характерно формирование собственной нормы, несвязанной с общепризнанными стандартами. Индивидуальный подход формируется после достаточных наблюдений и измерений со стороны наблюдающего медработника.
О проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств , письмо минтранса россии от 04 апреля 2019 года №д3-514-пг
Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 323-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Федерального закона N 323-ФЗ и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г. , регистрационный N 36866) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее — Порядок проведения медицинских осмотров), в соответствии с которым предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В части проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств контролер должен руководствоваться приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. N 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (далее — Порядок).
Пунктом 12 Порядка установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
послерейсовые медосмотры
Наша организация занимается оптовой продажей, с доставкой товара до покупателя, путем использования собственных транспортных средств. На каждую поездку заполняется путевой лист.
Обязательна ли отметка о послерейсовом осмотре водителя, если перевозка не связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов. В нашем случае, перевозка товаров.
Какая ответственность предусмотрена за неисполнение требования по послерейсовому осмотру?
Отвечает Татьяна Маслова, экспертНет, в случае, если деятельность не связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов, то прохождение послерейсовых осмотров не обязательно. Соответственно и такую отметку в путевом листе делать не нужно.
За неисполнение требования по прохождению послерейсовых осмотров предусмотрена административная ответственность по ст. 11.32 КоАП РФ и предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей; на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
- Обоснование
- 1. Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России
- Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника
- Что будет, если нарушить порядок проведения медосмотров водителей
За нарушение порядка проведения обязательных медицинских осмотров водителей предусмотрена административная ответственность. Например, если в путевых листах не будет записи о прохождении водителем медосмотра или отметку об осмотре водителя в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой.
- Размер штрафа по статье 11.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет:
- для граждан – от 1000 до 1500 руб.;
- для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
- для организаций – от 30 000 до 50 000 руб.
- Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:
- – руководителя – на 5000 руб.;
- – организацию или предпринимателя – на 30 000 руб.
Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
- 2. Из статьи журнала «Охрана труда: просто и понятно», №10, октябрь 2014
- Послерейсовый медосмотр: разберем, кто обязан его проходить
- Кто должен проходить послерейсовый медосмотр
- Управление транспортным средством связано с повышенными физическими и психологическими нагрузками, поэтому к здоровью водителей законодательство предъявляет повышенные требования. Они должны проходить различные виды медосмотров:
- предварительные;
- периодические;
- предрейсовые;
- послерейсовые.
Послерейсовые медосмотры проводят в течение всего времени работы водителей, деятельность которых связана с перевозкой пассажиров или опасных грузов. Перечень опасных грузов приведен в приложении № 7.3 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
При определении того, какую работу можно считать связанной с перевозкой пассажиров, часто возникают вопросы. Необходимость прохождения послерейсового осмотра водителями автотранспортных средств (водителями автобусов, таксистами и т.п.), сомнений не вызывает.
Но как быть, если в обязанности водителя входят поездки, связанные с доставкой сотрудников к месту работы и обратно, а также со служебными поездками сотрудников в течение рабочего дня? Обязан ли, например, личный водитель руководителя проходить послерейсовый осмотр?
С одной стороны, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) разделяет участников дорожного движения на водителей, пешеходов и пассажиров.
Следовательно, работа водителя связана с перевозкой пассажира (руководителя), и проводить медосмотр нужно. С другой стороны, личный водитель работает на основании трудового договора, а не договора перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ).
Он не берет с руководителя плату за проезд и не выдает билетов (п. 1, п. 2 ст. 786 ГК РФ).
Можно сделать вывод, что работу водителя компании нельзя отнести к пассажирским перевозкам, и проходить послерейсовый медосмотр он не обязан. Руководствуясь данной логикой, многие организации в таких случаях ошибочно не проводят послерейсовые медосмотры.
Судебная практика по этому вопросу однозначна: послерейсовый медосмотр нужен.
Суды не принимают во внимание тот факт, что перевозки осуществляются для нужд организации, а не для нужд других потребителей, считая, что перевозимые сотрудники являются участниками дорожного движения, то есть, пассажирами.
Индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно управляют транспортным средством и осуществляют перевозки, также должны проходить послерейсовый медосмотр (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
- В чем заключается послерейсовый медосмотр
- Послерейсовый медосмотр проводится в конце рабочего дня (рейса), чтобы выявить:
- признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на здоровье работников;
- острое профзаболевание или отравление;
- признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Как правило, послерейсовый осмотр аналогичен предрейсовому: медицинский работник выясняет общее самочувствие водителя, обращает внимание на его походку, состояние кожи на предмет инъекций, определяет состояние з��ачков, и их реакцию на свет, измеряет артериальное давление, частоту пульса, температуру. При отсутствии жалоб, признаков заболеваний или употребления алкоголя, нарушения режима труда и отдыха водитель допускается к работе.
Если во время послерейсового медосмотра выявлены признаки употребления водителем алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ, проводится контроль трезвости. Он представляет собой клиническое обследование и исследование выдыхаемого воздуха и мочи на наличие в них различных групп психоактивных веществ.
Как проводится осмотр водителей
Обследование перед началом рейса полагается всем водителям, которые связаны с поездками. На тщательность проверки часто влияет:
- статус водителя;
- тип транспортного средства;
- дальность перевозки.
Для определенных категорий водителей медосмотр не проводится. Это лица, работающие в следующих организациях:
- службе газа;
- полиции;
- скорой помощи;
- МЧС;
- дорожной инспекции;
- пожарной службе.
Для организации мероприятия выделяется отдельное помещение. При отсутствии такового, администраторам необходимо взять в аренду кабинет в медучреждении и доставить в это место работников.
ВНИМАНИЕ! Цель подобного медосмотра – определение физического состояния водителей и их готовность к управлению транспортом. Кроме показателей здоровья, медицинские специалисты выявляют состояние интоксикации и похмелья.
Осмотр проходит в следующем порядке:
- Проверка кожного покрова в целом.
- Оценка состояния слизистых.
- Проверка зрачков на реакцию.
- Определение состояния психики.
- Измерение давления и пульса.
Дополнтельно каждого сотрудника опрашивают на наличие беспокоящих его недомоганий. По времени осмотр одного водителя проходит 15 минут. При определении опасных для проведения поездки недугов, медицинский специалист может не допустить сотрудника к выполнению обязанностей и назначить дополнительную проверку, которая обязательно потребуется в подобной ситуации.