- Бюджетное право

Особенности бухгалтерского учета субсидий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности бухгалтерского учета субсидий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прежде всего, необходимо выяснить, куда подавать заявку. Довольно часто это может быть один из департаментов администрации города (сельского хозяйства, туризма, строительства и т.д.) или Служба занятости.

Нормативный метод учета затрат

Применение нормативного метода при исчислении объема госзадания влечет для БУ экономию в случае превышения нормативных затрат над фактическими или перерасход выделенных средств, если установленные нормативные значения ниже фактических показателей БУ.

С учетом того, что в силу ч. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ полученная в ходе выполнения госзадания экономия не изымается в бюджет, а остается в распоряжении БУ для достижения уставных целей, учреждение заинтересовано в снижении затрат. Таким образом, применение нормативного метода стимулирует БУ к рациональному расходованию всех видов ресурсов, повышению эффективности их использования и выявлению скрытых резервов.

При каком доходе можно оформить субсидию

Распространено мнение, что на помощь от государства могут претендовать только малоимущие. Что касается субсидии на оплату ЖКУ, это не так, хотя такая возможность действительно связана с доходом. Даже если он выше прожиточного минимума, есть шанс получить субсидию. Это зависит от того, какова доля допустимых расходов на оплату ЖКУ.

Размер компенсации зависит от отношения дохода семьи к прожиточному минимуму и соответствия расходов на ЖКУ региональному стандарту стоимости коммунальных услуг. При расчете субсидии во внимание принимается не только зарплата, но и все надбавки и премии, а также доходы от продажи и сдачи в аренду имущества, доходы от инвестиций, продажи сельскохозяйственной продукции со своего огорода, проценты по депозитам, пособия на детей и алименты.

При расчете субсидии учитывается совокупный доход до вычета налогов всех членов семьи за шесть месяцев, даже тех, кто живет в другом месте. К членам семьи относятся супруги, родители или усыновители несовершеннолетних детей и сами несовершеннолетние дети, в том числе усыновленные.

Какие документы прилагаются к заявлению?

Кроме заявления лицу, желающему оформить субсидию на оплату ЖКХ, для этого требуется представить следующий перечень документов:

  1. Паспорта самого заявителя и всех членов его семьи, зарегистрированных с ним в квартире.
  2. Документы, свидетельствующие о семейных отношениях между заявителем и лицами, живущими вместе с ним по данному адресу (свидетельства о рождении детей, о браке или его расторжении).
  3. Документы, удостоверяющие право заявителя на обладание или пользование жилплощадью, в которой он прописан (договоры социального найма, купли-продажи, приватизации, наследования, дарения и т.д.).
  4. Справка о составе семьи, содержащая информацию о гражданах, зарегистрированных по адресу жительства заявителя. Если в квартире прописаны не только члены семьи, то на таких граждан необходимо представить документы, свидетельствующие о законности их проживания по данному адресу. Чтобы не ходить несколько раз за справками, лучше сразу взять финансово-лицевой счет и выписку из домовой книги.
  5. Справки о доходах всех членов семьи, проживающих в квартире, за последние полгода (о размере пенсии, о зарплате, о пособии по безработице, о стипендии, налоговые декларации по форме 3-НДФЛ и т.д.). Все неработающие, вне зависимости от возраста, предоставляют копии трудовых книжек.
  6. Квитанции, подтверждающие платежи по жилищно-коммунальным услугам (в том числе за газ, электроэнергию, водоснабжение, капремонт) за последние полгода. Если в квартире прописаны граждане, не указанные в заявлении на субсидию, нужно предъявить документы, свидетельствующие о размере уплаченной ими суммы по квартплате.
  7. Выписка из лицевого счета, удостоверяющая отсутствие долга по коммунальным платежам. При его наличии нужно предъявить соглашение по погашению задолженности.
  8. Документы, свидетельствующие о праве заявителя или кого-то из членов его семьи на получение субсидии на оплату ЖКХ и иных вариантов социальной поддержки (удостоверение ветерана труда, ветерана ВОВ, справка об инвалидности и т.д.).
  9. Документы, подтверждающие гражданство лиц, указанных в заявлении о предоставлении субсидии. Если среди них есть иностранцы, то они должны быть гражданами страны, с которой Российской Федерацией подписан международный договор о выдаче жилищных субсидий. Реквизиты банковского счета, на который будет переводиться компенсация по жилищно-коммунальным платежам.
  10. СНИЛС заявителя.
Читайте также:  «Золотая» амнистия от Эмомали Рахмона намечается в Таджикистане

При первоначальном оформлении льготы гражданином подается полный пакет документов, включая их ксерокопии. Если копии не заверены нотариально, то нужно вместе с ними предъявить подлинники.

Куда обратиться за субсидией

Чтобы получить льготу за короткий срок, нужно точно понимать, куда обратиться. В данном случае Департамент жилищно-коммунального хозяйства, а также компании, предоставляющие соответствующие услуги, не занимаются оформлением субсидии.

Если лицо посетит перечисленные учреждения, его перенаправят в профильный департамент властей муниципалитета. Поэтому наличие в наименовании словосочетания «жилищно-коммунальное хозяйство» не указывает на то, что организация вправе оформлять преференции.

Организация, поставляющая услуги ЖКХ может выдать справки, которые потребуются при оформлении льгот. Предоставлением рассматриваемой разновидности преференций занимается Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, а также региональные отделения, которые функционируют в городах.

Данное ведомство наделено полномочиями относительно того, чтобы защищать уязвимые группы граждан. Использование льготы предполагает, что гражданину следует обратиться в отделение социального обслуживания населения.

Получить консультацию относительно того, есть ли у лица право на послабления, можно в:

  • отделе обеспечения социальных гарантий и мер социальной поддержки семейств с детьми. Данная организация предоставляет консультации многодетным семьям;
  • организации по делам ветеранов, которая поясняет возможность использования послаблений гражданам, имеющим статус ветеранов;
  • департаменте по делам инвалидов.

В отделе соцзащиты гражданин получает акт, свидетельствующий о том, что он имеет правомочие на использование льготы. Поданная документация рассматривается в течение 10 дней. В настоящее время во многих городах работают специальные органы, которые отвечают за предоставление субсидий. К примеру, на территории городов федерального значения функционирует Городской центр жилищных субсидий.

Субсидии, полученные обычными организациями, учитываются во внереализационных доходах. Порядок же такого учета поставлен в зависимость от вида субсидии (п. 4.1 ст. 271 НК РФ, письмо Минфина России от 16.05.2016 № 03-03-05/27752).

Обратите внимание: право вообще не учитывать в составе доходов государственные деньги имеется, только если субсидия предоставлена на финансирование (целевое финансирование) капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (подп. 14 п

1 ст. 251 НК РФ). Понятно, что воспользоваться этим правом могут только специализированные организации, осуществляющие управление жилым фондом. При этом такие компании не учитывают в составе расходов стоимость имущества (работ, услуг), приобретенных за счет такой субсидии (п. 17 ст. 270 НК РФ).

Предоставление субсидий, получение субсидии

Субсидия на коммунальные услуги, предоставление и получение субсидий, кому положены субсидии Предоставление субсидий, получение субсидии

Пакет документов для получения субсидии

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Первый этап — подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

  • перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;
  • программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);
  • информация о планируемом к приобретению имуществе.

Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение.

К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям Республики Алтай[5]. В качестве обоснования может выступать:

  • информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков;
  • либо информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.

В перечень имущества, приобретаемого сельскохозяйственным потребительским кооперативом с использованием части средств гранта «Агростартап», внесенных крестьянским (фермерским) хозяйством в неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива, входят:

  • оборудование для производственных объектов сельскохозяйственного потребительского кооператива, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, охлаждения, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, грибов и ягод, а также продуктов переработки указанной продукции, оснащения лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой и перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции);
  • оборудование в области аквакультуры (рыбоводства), по номенклатуре, определенной Минсельхозом России;
  • сельскохозяйственная техника, специализированный транспорт, фургоны, прицепы, полуприцепы для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Читайте также:  Ведение табеля использования рабочего времени: практические аспекты для юриста

В перечень имущества, приобретаемого сельскохозяйственным потребительским кооперативом в целях последующей передачи (реализации) приобретенного имущества в собственность членам данного сельскохозяйственного потребительского кооператива, входят:

  • сельскохозяйственные животные (кроме свиней) и птица;
  • рыбопосадочный материал;
  • специализированный инвентарь, материалы и оборудование, средства автоматизации, предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции (кроме свиноводческой продукции);

    Список указанного инвентаря, материалов и оборудования определяется органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее — уполномоченный орган).

  • специализированный инвентарь, материалы и оборудование, средства автоматизации, предназначенные для промышленного производства овощей в защищенном грунте, в том числе мини-теплицы площадью до 1 га;

    Список указанного инвентаря, материалов и оборудования определяется уполномоченным органом.

  • посадочный материал для закладки многолетних насаждений, включая виноградники;
  • племенная продукция (материал), за исключением племенной продукции (материала) племенных свиней.

Определения и понятия.

«Сельские агломерации» — сельские территории, а также поселки городского типа и малые города с численностью населения, постоянно проживающего на их территориях, не превышающей 30 тыс. человек. Перечень сельских агломераций на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга;

«Сельские территории» — сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), сельские населенные пункты, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений, рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации). Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга;

Как рассчитываются субсидии ЖКХ

Субсидии ЖКХ предоставляются тем, кто тратит на оплату коммуналки больше нормы.

Доля допустимых расходов — более 22% от общего семейного бюджета.

Однако в регионах норму снижают: в Санкт-Петербурге — 14% от дохода, а в Москве — 10%.

Льготы и субсидии получают граждане, снимающие жилье у государства или физического лица по договору, а также члены жилищных кооперативов и собственники недвижимости.

Сумма субсидий определяется сотрудниками социальной защиты по формуле:

РС = РСС × КЧС – МДС × ДРКР

  • РС — размер субсидии;
  • РСС — региональный стандарт стоимости ЖКУ;
  • КЧС — количество человек в семье;
  • МДС — месячный доход семьи;
  • ДРКР — доля расходов на коммуналку в регионе.

Малоимущей семье к формуле нужно добавить поправочный коэффициент. Он рассчитывается по формуле:

ПК = СДС / ПМС

  • ПК — поправочный коэффициент;
  • СДС — среднедушевой доход семьи;
  • ПМС — прожиточный минимум семьи.

Что такое субсидия на оплату коммунальных услуг и как ее получить

Субсидия на оплату коммунальных услуг позволяет поддержать тех, для кого платежи по ЖКХ являются серьезной финансовой нагрузкой. В статье разбираемся, кто и как может претендовать на помощь от государства.

Семья Смирновых – Алина, Вадим и двое детей – живет в Москве в трехкомнатной квартире. Вадим работает на заводе, а Алина не смогла найти работу после декрета, поэтому сидит дома с детьми и подрабатывает как самозанятая – вяжет шапки на заказ. У Смирновых объективно низкий доход. Нагрузка по ЖКХ выглядит серьезной – в месяц выходит около 6,5 тысяч рублей.

Смирновы могут получить компенсацию на оплату коммунальных услуг. Давайте узнаем, соответствуют ли они требованиям, кто еще претендует на господдержку, и много ли бюрократических сложностей придется решить для получения выплат.

Механизм выделения и получения субсидий

Порядок предоставления целевых субсидий представляет собой целостную систему, которая основывается на четком прогнозировании предстоящих затрат, направленных на увеличение имущественной составляющей производства. Он выглядит следующим образом:

  • организация анализирует показатели своей деятельности и делает выводы о том, на какие цели необходимы денежные средства из бюджета;
  • подготавливает документацию, где изложена информация о предстоящих операциях, осуществляемых с целевыми суммами, которые направляются в бюджетное учреждение (в качестве необходимых сведений указывается название, цель, код классификации, остатки по субсидированию с прошлого года, планируемая выплата в текущем году);
  • сформированная информация подается учредителю, который рассматривает и оценивает данные на целесообразность, просчитывает риски, принимает решение о выделении предложенной суммы;
  • после того как последующие действия по перечислению денег на счета учреждения согласованы, принято положительное решение, они направляются на специальный лицевой счет, открытый для таких выплат.
Читайте также:  Трудовые книжки: внесение записей об увольнении и исправление ошибок

Пакет документов для получения субсидии

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Первый этап — подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

  • перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;
  • программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);
  • информация о планируемом к приобретению имуществе.

Некоторые органы-учредители уже включили в свои порядки требования к пакету документов, который собирает учреждение.

К примеру, подавать заявку и финансово-экономическое обоснование запрашиваемого размера субсидии необходимо учреждениям Республики Алтай[5]. В качестве обоснования может выступать:

  • информация о стоимости планируемого к приобретению особо ценного движимого имущества, подтверждаемая, как минимум, тремя коммерческими предложениями поставщиков;
  • либо информация о сроках и стоимости ремонтных работ, подтверждаемая предварительными сметами расходов.

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований[1]. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах.

Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2021 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне.

Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст.251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями, в данном перечне не поименованы, и, следовательно, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями на реализацию проекта по созданию НМА, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. При этом датой признания внереализационных доходов будет признаваться дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В соответствии с пп.3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются.
Учитывая изложенное, расходы, произведенные коммерческими организациями за счет предоставленных субсидий, подлежат учету в целях налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Расходы на приобретение амортизируемого имущества, произведенные коммерческими организациями за счет средств предоставленных субсидий, учитываются в первоначальной стоимости указанного имущества в порядке, установленном ст. 257 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 28.06.13 г. № 03-03-06/1/24671).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *