- Бюджетное право

Расчеты в у.е. и особенности налогообложения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчеты в у.е. и особенности налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Валютный счёт от рублевого отличается только видом денежных средств, которые планируется хранить. Практическая польза очевидна: можно расплачиваться иностранной валютой на территории России или за рубежом и при этом не терять деньги во время конвертации. Основные правила, касающиеся функционирования счета, оговорены в ФЗ «О валютном регулировании».

Валютные операции между резидентами

По общему правилу валютные операции между резидентами на территории РФ запрещены, то есть все сделки между компаниями и физлицами должны проводиться с использованием рубля. Но есть ряд исключений, например:

  • компании могут выдавать зарплату в валюте сотрудникам, работающим за рубежом, при условии, что и компания, и работник являются резидентами РФ;
  • оплата покупок в магазинах duty free, а также по договорам перевозки (фрахтования, транспортной экспедиции грузов) из РФ и в РФ.

В 2020 году приведенный перечень будет расширен. Соответствующие изменения содержит проект Федерального закона № 753653-7 (далее – Законопроект № 753653-7). Указанные изменения затрагивают статьи 9 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ).

В частности, изменения затронут коммерческие организации, деятельность которых предусматривает зарубежные командировки работников. Без использования банковских счетов в уполномоченных банках станет возможно осуществлять следующие операции с наличной иностранной валютой:

  • оплата и (или) возмещение расходов командированных за рубеж лиц;
  • погашение неизрасходованных авансов, выданных под зарубежную командировку.

Обязательная продажа части валютной выручки: действует ли сейчас эта норма закона?

До 2007 года все физические и юридические лица, являющиеся резидентами РФ, обязаны были продавать (то есть переводить в рубли по действующему курсу) 25—75 % средств, поступающих на их счета в виде валюты. Не так давно депутаты повторно внесли в Государственную думу законопроект, возвращающий данную меру для ИП, коммерческих компаний и предприятий.

После череды споров и рассмотрений проект закона отклонили. Более того, Центробанк выступил с разъяснением, где прозвучало, что возвращение к обязательным продажам способно затормозить иностранные инвестиции в российскую промышленность и экономику. Кроме того, есть риск незапланированного роста инфляции, дестабилизации рынка.

Поэтому сегодня нормы обязательной реализации валютной выручки снижены до 0, то есть продавать средства с транзитного счёта не нужно, их можно сразу перевести на текущий.

Правовое регулирование валютных операций

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

Среди них можно выделить следующие:

  1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;

  2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;

  3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;

  4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;

  5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

  • Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;

  • международные соглашения РФ;

  • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

Читайте также:  Как оформить доплату к пенсии работающему пенсионеру

Текущие валютные операции

К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

  • перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;

  • выдача и получение ссуд в иностранной валюте;

  • перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;

  • перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;

  • инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;

  • перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.

При этом, все операции, которые не вошли в этот список не являются текущими валютными операциями.

Валютное законодательство РФ: расширение списка разрешенных валютных операций и иные меры либерализации

24 июля 2019 г.

Государственная Дума утвердила в третьем, окончательном, чтении законопроект №733447-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств» (далее – Законопроект).

Наиболее важными мерами по либерализации валютного регулирования, предусмотренными указанным Законопроектом, являются:

  1. расширение перечня разрешенных валютных операций по зачислению средств на счета физических лиц-резидентов РФ, открытые в зарубежных банках;
  2. отмена требования о представлении физическими лицами-резидентами РФ отчета о движении средств по счету в зарубежном банке в отдельных случаях;
  3. отмена требования о репатриации резидентами РФ доходов в рублях по внешнеторговым (экспортным) договорам.

Режим специальных условий действует при производстве расчетов резидентами в ИВ в рамках внешнеторговой деятельности (ст. 19 закона № 173-ФЗ). Это так называемый принцип репатриации, который накладывает на резидентов определенные обязанности (чч. 1 и 1.1 указанной статьи):

  • обеспечение получения на свои счета причитающейся в соответствии с условиями договоров и контрактов валюты (национальной и иностранной);
  • репатриация в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами за товары, работы, услуги и информацию, которые так и не были ввезены в Российскую Федерацию, исполнены, переданы (за неисполнение указанного условия даже предусматривается ответственность по ст. 193 УК РФ).

Оформление счетов-фактур в иностранной валюте (у. е.)

В силу п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС к вычету на условиях, определенных гл. 21 НК РФ.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в адрес покупателя в выставленном счете-фактуре должно быть указано в том числе наименование валюты (пп. 6.1 п. 5 ст. 169 НК РФ).

Форма счета-фактуры и порядок ее заполнения установлены Правительством РФ (п. 8 ст. 169 НК РФ).

Так, пп. «м» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемых при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее по тексту — Постановление N 1137), определено, что при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в российских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, в строке 7 «Валюта: наименование, код» счета-фактуры указываются наименование и код валюты РФ.

На основании данного подпункта контролирующими органами делается вывод о том, что составление счетов-фактур в условных единицах противоречит установленному порядку заполнения, а значит, вычет по такому счету-фактуре неправомерен (Письма Минфина России от 06.07.2012 N 03-07-15/70 и ФНС России от 12.09.2012 N АС-4-3/15209@).

Отметим, что ранее представители финансового и налогового ведомств лояльно относились к возможности выставления счетов-фактур в иностранной валюте (в у. е.), подлежащих оплате в рублях (Письма Минфина России от 23.07.2010 N 03-07-11/305, от 07.06.2010 N 03-07-09/35, ФНС России от 19.04.2006 N ШТ-6-03/417@, УФНС России по г. Москве от 06.12.2007 N 19-11/116396).

Читайте также:  Ведение табеля использования рабочего времени: практические аспекты для юриста

Правовое регулирование валютных операций

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

Среди них можно выделить следующие:

  1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
  2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
  3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
  4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
  5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

  • Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;
  • международные соглашения РФ;
  • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

Определение и характеристики нерезидента

Относительно того, кого считать нерезидентом в валютном контроле, существуют достаточно четкие официальные формулировки. В данную категорию входят:

  • физлица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие вида на жительство в России;
  • юрлица и прочие организации, созданные в соответствии с иностранным законодательством и расположенные за пределами РФ, их представительства, филиалы и другие обособленные или самостоятельные структуры на территории России;
  • дипломатические учреждения, консульства и постоянные представительства иностранных государств;
  • межправительственные и межгосударственные организации, их представительства и филиалы на территории РФ;
  • иностранные юридические лица, прошедшие госрегистрацию в формате ФЗ «О международных компаниях».

Тонкости расчетов по обязательствам в иностранной валюте

№ 87 “О порядке осуществления на территории РФ операций с облигациями внутреннего государственного валютного облигационного займа” и Телеграмма ЦБ РФ от 07.03.1997г. № 422).

Допускается осуществление перевода арбитражного сбора или его части в иностранной валюте с текущего валютного счета резидента в пользу Международного коммерческого Арбитражного суда при ТПП РФ при рассмотрении дел между резидентами и нерезидентами по спорам, вытекающим из заключенных между ними международных контрактов. В случае прекращения производства по делу арбитражный сбор истцу-резиденту может быть возвращен полностью или частично в иностранной валюте (Письмо ЦБ РФ от 02.09.1994г. №108 “О переводах арбитражного сбора в иностранной валюте”).

Юрисконсульт Балуева Полина Валерьевна

Расчеты в рублях между резидентами и нерезидентами

Федеральный закон от 29.12.1998 N 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» (ред. от 05.08.2000) внес изменения в понятие «валютная операция». С 31 декабря 1998 г. к валютным операциям были отнесены расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации. Однако валюта Российской Федерации к валютным ценностям не относится.

Статьей 2 Закона РФ от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 31.05.2001; далее — Закон) определено, что расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

Таким образом, рублевые расчеты между резидентами и нерезидентами регулируются валютным законодательством и соответственно подпадают под валютный контроль.

До этого платежи в рублях часто использовались для избежания ограничений, предусмотренных валютным законодательством. Рублевые платежи не подпадали под определение валютных операций, следовательно, к ним не могли быть применены правила по контролю за их осуществлением, а за нарушение порядка проведения данных операций нарушитель не мог быть привлечен к ответственности по ст.14 Закона.

С момента введения в действие указанного изменения к Закону агенты и органы валютного контроля обязаны контролировать осуществление рублевых расчетов между резидентами и нерезидентами: требовать не только от нерезидентов, но и от резидентов документы, подтверждающие правомерность осуществления данных операций, отказывать в исполнении поручений по операциям, которые нарушают порядок, установленный Банком России для их осуществления, привлекать нарушителей к ответственности и т.д.

Читайте также:  Как оформить субсидию на коммунальные услуги

Несоблюдение требований нормативных актов Банка России к порядку рублевых расчетов между резидентами и нерезидентами является основанием для привлечения нарушителей к ответственности, определенной ст.14 Закона, т.е. на резидента может быть наложен штраф в размере суммы неправомерных платежей.

На основании Закона и Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 08.07.1999) установлен порядок таких расчетов в следующих нормативных документах:

  • Инструкции Банка России, ГТК России от 13.10.1999 N N 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (ред. от 22.12.1999; далее — Инструкция N 86-И);
  • Инструкции Банка России, ГТК России от 04.10.2000 N N 01-11/28644/91-И «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» (далее — Инструкция N 91-И);
  • Положении «О порядке проведения отдельных валютных операций», утвержденном Банком России 14.10.1999 N 93-П (далее — Положение N 93-П);
  • Инструкции Банка России от 12.10.2000 N 93-И «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам» (далее — Инструкция N 93-И).

Указанные нормативные акты определяют, что все расчеты в рублях с нерезидентами должны осуществляться резидентами по счетам в уполномоченных банках, т.е. в кредитных организациях, получивших лицензии Банка России на проведение валютных операций.

Инструкция N 86-И предусматривает правила для расчетов по договорам, в соответствии с которыми резиденты — экспортеры поставляют нерезидентам товары, а нерезиденты оплачивают эти товары в рублях. Установлено, что в этих случаях экспортер обязан зачислить выручку от экспорта товаров на свой рублевый счет в уполномоченном банке, подписавшем паспорт по соответствующему контракту, если иное не разрешено Банком России.

Банк России и ГТК России Инструкцией N 91-И установили порядок валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами — импортерами в валюте Российской Федерации импортируемых товаров.

Оплата импортируемых по контракту товаров валютой Российской Федерации, оплата импортером в счет обязательств по контракту выданного импортером простого векселя в валюте Российской Федерации, а также переводного векселя в валюте Российской Федерации, плательщиком по которому является импортер, могут осуществляться импортером только с его банковских счетов, открытых в уполномоченном банке и указанных в паспорте импортной сделки.

Оплата импортируемых по контракту товаров валютой Российской Федерации с банковского счета третьего лица — резидента, не являющегося импортером, производится в порядке, установленном Банком России.

Правила осуществления некоторых платежей в рублях между резидентами и нерезидентами Банк России определил и в Положении N 93-П.

Установлено, что резиденты осуществляют исключительно в валюте Российской Федерации следующие валютные операции:

  • возврат нерезиденту кредита (займа), ранее предоставленного резиденту нерезидентом в валюте Российской Федерации;
  • возврат нерезиденту авансового платежа (предоплаты), ранее уплаченного по сделке резиденту нерезидентом в валюте Российской Федерации;
  • возврат нерезиденту денежных средств из общего имущества по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), одним из участников которого является резидент, если вклад по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) был внесен нерезидентом в валюте Российской Федерации;
  • возврат нерезиденту из доверительного управления денежных средств, переданных нерезидентом в доверительное управление резиденту в валюте Российской Федерации;
  • уплату нерезиденту процентов, неустойки, комиссионных и иных платежей, предусмотренных условиями вышеуказанных сделок.

Указанные платежи в валюте Российской Федерации осуществляются резидентами на рублевые счета, открытые нерезидентам уполномоченными банками в порядке, установленном Инструкцией N 93-И, которая вступила в силу 7 марта 2001 г.

Обращаем Ваше внимание, что в рамках Постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 07.06.2022 №363/13 «О проведении юридическими лицами – резидентами операций, связанных с экспортом» в «Приорбанк» ОАО можно использовать следующую иностранную валюту: доллары США, евро.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *