Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно учитывать НДС в закупках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.
Вроде бы стало немного понятнее, что же собой представляет налог на добавленную стоимость, откуда он берётся, как высчитывается и кто его платит. Однако за него ведь нужно ещё отчитываться в органы ФСН. Давайте разбираться, как это делается.
Первое, что нужно знать — отчитываться нужно ежеквартально. Причём по срокам — до 25 числа послеотчётного месяца. В ином случае ждут некрасивые штрафы.
Важно! Если вы отправляете отчёт по НДС почтой, то учитывайте обозначение даты подачи — это дата, которая будет стоять в штампе на письме.
Пример: От отделения почты, где вы отправляли заказное письмо с декларацией до самой налоговой посылка шла 10 дней. Отправили 18-ого, пришло 28-ого. Будет ли считаться, что вы подали отчёт не в установленный срок? Ответ — нет. Ведь 18-ое число будет значиться на штампе письма.
Ктo в итoгe дoлжeн плaтить НДC?
Нaлoгoвый кoдeкc PФ чeткo paзъяcняeт, ктo плaтит НДC. A имeннo юpидичecкиe лицa и индивидyaльныe пpeдпpинимaтeли, ocyщecтвляющиe кoммepчecкyю дeятeльнocть: пpoдaжa paзнooбpaзнoгo poдa пpoдyкции, oкaзaниe ycлyг, paбoты нa вceй тeppитopии Poccийcкoй Фeдepaции. И eщё oднa кaтeгopия лиц, кoтopыe пoдлeжaт yплaтe НДC — импopтepы ввoзящиe тoвapы нa тeppитopию cтpaны.
Нo ecть cyщecтвeнный мoмeнт. Пoкyпaтeль (клиeнт) плaтит пpoдaвцy зa пoкyпки или oкaзaннyю ycлyгy вмecтe c НДC, лoгичнo чтo имeннo oн oплaчивaeт вce oблoжeния нaлoгoм. Иными cлoвaми, вce ктo идyт в цeпoчкe дo «пoтpeбитeля» — этo пpoмeжyтoчныe coбиpaтeли НДC.
НДC caмaя быcтpo paзвивaющaяcя cиcтeмa нaлoгooблoжeния. 3a ocнoвy в пoдcчeтax взятa oбщaя peзyльтaтивнocть пpeдпpинимaтeля и eгo дeятeльнocти, кaк кoнкpeтнoгo нaлoгoплaтeльщикa. A вoт выpyчкa — этo coвмecтныe ycилия вcex пpeдпpинимaтeлeй в кaждoй кoнкpeтнoй цeпoчкe, coздaющeй тoт или инoй тoвap или ycлyгy.
Нaлoг coбиpaeтcя c зaключитeльнoй кoммepчecкoй cдeлки. И вcё-тaки пopoй вoзникaeт oшибoчнoe oблoжeниe cтoимocти
в мнoгoкpaтнoм oбъёмe из-зa нeдoпoнимaний зaкoнa. Имeннo тyт НДC выcтyпaeт coкpaщaющим пoтepи бyфepoм.
Oт нaлoгa нa дoбaвлeннyю cтoимocть пpaктичecки нe yйти, пoэтoмy гocyдapcтвo oкaзывaeтcя в плюce и c пoпoлнeнным бюджeтoм. Кoгдa ктo-тo из yчacтвyющиx в coвepшaeмыx пocлeдoвaтeльныx cдeлкax пo кaкoй-тo пpичинe нe yплaчивaeт НДC, тo нeдocтaющaя cyммa взимaeтcя c тex, ктo идёт cлeдoм зa нe oплaтившим. B пpoтивнoм cлyчae oни (yчacтники цeпoчки) нe cмoгyт пoлyчить вычeты пpeдycмoтpeнныe зaкoнoм.
Дpyгими cлoвaми мoжнo cкaзaть, чтo нaлoг нa дoбaвлeннyю cтoимocть — этo paзнoвиднocть нaлoгa c пpoдaж, paнee взимaeмый c oбщeй выpyчки пpeдпpиятия. Плaтили eгo eдинopaзoвo, нa зaключитeльнoй cдeлки. To ecть для пpиoбpeтaющeгo этo никaк нe oтличaлocь мeждy coбoй, этo вcё paвнo вeлo к yвeличeнию paзмepa yплaчивaeмoгo взнoca в бюджeт.
Объект налогообложения НДС:
-
реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг;
-
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
-
передача для собственных нужд товаров, работ, услуг, расходы на которые не учитываются при расчёте налога на прибыль;
-
ввоз товаров на территорию РФ.
Объектами налогообложения НДС являются:
- реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
- ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.
История появления НДС, кто и в каких странах его платит
Налог на добавленную стоимость фактически является модификацией налога с продаж, который взимался со всей выручки. Он уплачивался только с финальной коммерческой сделки. Для покупателя эти виды фискальных платежей не отличаются, представляя собой увеличение стоимости блага из-за взносов в казну.
НДС считается более прогрессивной формой налогообложения. При его расчете учитывается результат предпринимательской деятельности конкретного плательщика, в то время, как выручка – это итог работы всех звеньев цепи, участвующих в создании продукта.
Налог с продаж взимается с финальной коммерческой сделки. Однако из-за недочетов в законах может возникнуть каскадный эффект, когда одна и та же стоимость облагается несколько раз. С НДС такая ситуация минимизирована.
Для государства выгода заключается в том, что от уплаты налога на добавленную стоимость плательщику сложнее уклониться. Если один из участников цепочки не платит НДС, сумма будет получена с последующих торговцев, ибо они не смогут произвести положенные вычеты.
Впервые НДС ввела Франция в 1958 году. Протестировав систему на своей колонии Кот-д’Ивуар, французы признали опыт успешным и распространили на всю страну. В настоящее время налог применяют 137 государств.
В России НДС появился в 1992 году. Вначале его регулирование осуществлялось согласно закону «О налоге на добавленную стоимость. С 2001 года налоговые платежи вносятся в соответствии с 21 Главой НК РФ.
Интересный факт. В 2017 году более трети доходов федерального бюджета получены от взимания НДС. А вот уже без учета нефти и газа – доля этого налога в бюджетных поступлениях около 55%. Более половины всех доходов страны. Вдумайтесь!
Где налоговая нагрузка (и цена) заведомо возрастут? Это произойдет в двух случаях.
- Там, где есть НДС, но нет возможности сделать зачет, так как предыдущие участники цепочки НДС не платят. Например, по сельхозпродукции местного производства, перепродажа которой не освобождена от НДС. Или по продуктам переработки сельхозпродукции местного производства (а вся она освобождена от уплаты НДС).
К сожалению, вопрос о невозможности зачета НДС при переработке сельхозпродукции не был решен в ходе подготовки к переходу к новой налоговой системе. Как результат, неизбежно вырастут цены на мясомолочные и текстильные изделия (в меньшей степени, так как там длинная цепочка создания добавленной стоимости), а также в секторе общественного питания. По крайней мере, все это случится там, где предприятия перейдут на общий режим налогообложения.
Я считаю, что это очень большая недоработка правительства.
- Там, где короткая цепочка создания и продвижения товара. В таких цепочках ЕНП обходится дешевле, чем НДС. Это касается в первую очередь сферы услуг. Но большинство предприятий этой сферы имеют оборот менее 3 млрд. сумов в год. Поэтому они смогут остаться на ЕНП, либо платить упрощенный НДС, ставки которого ниже.
На мой взгляд, введенные с 1 января изменения налоговой системы — огромный шаг вперед в деле создания благоприятного бизнес-климата в нашей стране.
Новая модель налогообложения более привлекательна, нежели налоговые системы большинства бывших республик СССР. Посудите сами:
- существенно снижены налоги на труд;
- существенно сокращена налоговая нагрузка на предприятия общего режима налогообложения (в старой системе между общим и упрощенным режимами существовал огромный разрыв в налоговой системе, не позволяющий предприятиям расти: нанял «лишних» людей — налоговая нагрузка могла возрасти в разы);
- расширение сферы действия НДС позволит выстраивать более длинные цепочки создания добавленной стоимости, а следовательно, осуществлять более глубокую переработку сырья и создавать больше богатств внутри страны.
Но, к сожалению, в ходе обсуждений и согласований не удалось отстоять два важных пункта первоначальной версии концепции налоговой реформы.
- Предполагалось сокращение НДС с 20% до 12%; решили все же оставить 20% (хотя и с планами сокращения после 2019 года). Насколько я понимаю, это было продиктовано желанием обезопасить бюджет от риска недополучения бюджетных поступлений из-за резкого уменьшения налоговых ставок и отмены некоторых видов налогов.
Боюсь, что сохранение столь высокой ставки НДС (у наших соседей Казахстана и Кыргызстана — 12%) тяжелой нагрузкой ляжет на предприятия, которые будут переходить от упрощенного к общему режиму. Именно из-за 20% ставки НДС налоговая нагрузка для них может возрасти. Особенно это касается предприятий, оказывающих услуги для населения, где доля добавленной стоимости в выручке очень велика, но нет возможности существенно уменьшить налогооблагаемую базу за счет зачетов или переложить часть нагрузки на следующее звено уплаты НДС — покупателя услуг (население НДС не платит). Это приведет к сокращению стимулов для добровольного перехода малых предприятий на общий режим, а также к разукрупнению и сокрытию выручки предприятий с годовым оборотом более 1 млрд. сумов.
- В первоначальном проекте концепции предлагалось ввести налог на распределяемую прибыль вместо налогов на прибыль и дивиденды. Цели такого перехода:
- сокращение налоговой нагрузки для предприятий общего режима налогообложения; следовательно, и для предприятий, которые перейдут на общий режим в будущем (поскольку налогом облагается не вся прибыль, налогооблагаемая база уменьшается);
- стимулирование инвестиций (инвестиционные расходы не облагаются налогом на распределяемую прибыль, следовательно, предпринимателю выгодно не тратить прибыль, а наоборот, инвестировать ее);
- и самое главное! — радикальное упрощение налогового администрирования. Дело в том, что налог на прибыль — самый противоречивый и сложный для расчетов среди всех налогов. Именно по нему возникает больше всего разногласий между бизнесом и налоговиками. Налоговики по понятным причинам не хотят признавать «неоправданные» расходы бизнеса и стремятся включить их в налогооблагаемую базу, а у бизнеса прямо противоположные задачи — вывести как можно больше денег (за счет увеличения расходов) из налогооблагаемой прибыли. При переходе же на налог на распределяемую прибыль издержки бизнеса налоговиков интересовать не будут (за исключением небольшой группы расходов на личные нужды предпринимателей, которые, кроме дивидендов, включаются распределяемую прибыль), а у самих предпринимателей существенно сократятся стимулы эти издержки раздувать. В результате налоговое администрирование предельно упрощается для обеих сторон.
К сожалению, идея оказалась слишком революционной.
Итак, основные выводы, которые необходимо сделать из этой статьи:
- Платит НДС покупатель на практике, хотя в теории предполагается, что возлагается он на плечи продавца.
- Подсчет НДС вести достаточно сложно без специализированных инструментов. Поэтому в идеале стоит пользоваться калькуляторами для правильного подсчета налога и вести базу НДС. Но принцип расчета необходимо понимать.
- При предоставлении некоторых услуг НДС не взимается. Также налог не взимается с экспорта товаров.
- В зависимости от реализуемой продукции сумма налога может быть разной. Например, при продаже лекарственных препаратов и продуктов питания НДС составляет всего 10 %.
- Подача отчетности – важнейший этап сотрудничества с налоговой инспекцией. Подавать отчетность нужно обязательно до 25-го числа месяца. В противном случае штрафов не избежать. При отправке письма по почте можно не беспокоиться о том, что письмо придет в налоговую после 25-го числа, т. к. в данном случае учитывается время отправки на штампе заказного письма.
- Сотрудничая с контрагентом, который будет снабжать вас продукцией, требуйте от него своевременного и правильного заполнения счета-фактуры. Если будут допущены ошибки, то налоговый инспектор имеет право доначислить НДС.
- Все купленное сырье для последующей реализации нужно «прогонять» через бухгалтерский учет и оформлять счет-фактуру правильно. Так можно получить налоговый вычет.
Теперь нам более-менее понятно, откуда берется этот налог, как он составляется и вообще, кто должен платить НДС. Конечно, здесь все описано достаточно поверхностно и примитивно, а сама тема налога на добавленную стоимость является более обширной и сложной, и изложить все нюансы сейчас практически невозможно.
1) Условие об НДС в договоре не указано.
В этом случае возможен спор продавца и покупателя о том, за чей счет возмещается НДС в цене договора. Правоприменительная практика на стороне покупателя (НДС включается в стоимость, которая указана в договоре).
Пример
Цена услуги 100 000 (Сто тысяч) рублей.
Цена товара 100 000 (Сто тысяч) рублей.
2) Условие об НДС указано не четко.
Пример
Цена товара 100 000 (Сто тысяч) рублей. НДС облагается.
В этом случае не определена сумма НДС (включает 100 000 рублей или НДС исчисляется сверху, а также, какая ставка НДС).
Пример из судебной практики
ООО (подрядчик) заключило договор строительного подряда с ГКУ (заказчик). Цена договора в соответствии со сметой составляла 133 718 620 руб. без НДС. Сумма и ставка НДС в договоре указаны не были.
Подрядчик посчитал, что Заказчик должен помимо обозначенной в договоре цены, уплатить ему сумму НДС, которую Подрядчик уплатил своим поставщикам при приобретении товаров и услуг необходимых для производства работ по договору (10 543 513 рублей).
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла решение в пользу Заказчика, указав, что в случае неясности в договоре по вопросу включения НДС в цену договора, бремя ошибки лежит на продавце.
Подробнее об этом судебной кейсе:
Освобождение от налогообложения
НК содержит положения, согласно которым определенные объекты (операции) и определенные плательщики освобождаются от исчисления и уплаты налога. Они относятся к категории льготируемых.
Однако льготируемые обороты подлежат отражению в налоговой декларации по НДС.
Реализация объектов на территории РБ
Освобождаемые объекты
Перечень оборотов по реализации на территории Республики Беларусь, которые освобождаются от налога, приведен в ст. 118 НК, а также в отдельных указах. Освобождаются обороты по реализации:
– медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера), перечисленных в НК;
– ветеринарных мероприятий, перечисленных в НК;
– услуг в сфере культуры по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом;
– услуг по подготовке спортсменов-учащихся в специализированных учебно-спортивных учреждениях;
– услуг, связанных с организацией похорон, перечисленных в НК, а также надгробных памятников, оград и других ритуальных предметов, связанных с погребением, а также работ по их изготовлению;
– товаров (работ, услуг) плательщиками, использующими труд инвалидов (численность инвалидов в среднем за период составляет не менее 30% численности работников в среднем за этот же период);
– товаров магазинами беспошлинной торговли;
– услуг, оказываемых физлицам по доставке пенсий и других соцвыплат и по приему подписки на печатные средства массовой информации и их доставке;
– оказываемых физлицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом;
– объектов жилфонда, работ по строительству и ремонту объектов жилфонда, гаражей и автостоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом;
– услуг по страхованию (сострахованию, перестрахованию);
– физлицам услуг в области фотографии, парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, по ремонту часов, по производству и ремонту одежды и обуви, по ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, предметов личного пользования;
– иные обороты.
Обращаем внимание, что плательщик, осуществляющий обороты по реализации, освобождаемые от налогообложения, вправе отказаться от применения льгот на срок не менее одного календарного года, подав соответствующее заявление в налоговый орган.
Для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Беларуси или за ее пределами, а для этого необходимо определить место реализации объектов.
Во взаимной торговле работами (услугами), имущественными правами с государствами – членами ЕАЭС место реализации определяется согласно международным договорам ЕАЭС, с иными странами – согласно положениям ст. 117 НК.
Взимание косвенных налогов (в т.ч. НДС) и контроль за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг с государствами – членами ЕАЭС осуществляются согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов.
Налоговыми вычетами, или «входным»НДС, принято называть налог, который (п. 1 ст. 132 НК):
– поставщик предъявляет дополнительно к цене (тарифу) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– плательщик уплачивает таможенным органам при ввозе товаров на территорию РБ с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС;
– плательщик уплачивает налоговым органам при ввозе товаров с территории государств – членов ЕАЭС;
– плательщик уплачивает при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Беларуси у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ.
Сумма «входного» НДС может (ст. 133 НК):
1) относиться на затраты;
2) относиться на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
3) относиться за счет целевого финансирования;
4) приниматься к вычету.
Вычет НДС производится (п.п. 4, 5 ст. 132, п.п. 3, 9 ст. 140 НК):
– при приобретении плательщиком объектов на территории Беларуси на основании ЭСЧФ, полученных в установленном порядке от продавцов объектов и подписанных в установленном порядке ЭЦП плательщика;
– при приобретении плательщиком на территории Беларуси объектов у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Беларуси, на основании ЭСЧФ, созданных и направленных плательщиком на Портал, и деклараций по НДС;
– при ввозе товаров из-за пределов ЕАЭС на основании деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, документов (их копий), подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Беларуси, и ЭСЧФ, направленных на Портал;
– при ввозе товаров с территории государств – членов ЕАЭС на основании деклараций по НДС, документов, подтверждающих факт уплаты налога при ввозе товаров на территорию Беларуси, и ЭСЧФ, направленных на Портал.
Для включения суммы НДС в состав налоговых вычетов необходимо, чтобы объекты были приобретены и предъявленные при приобретении объектов либо уплаченные при ввозе товаров суммы НДС были отражены в бухучете и книге покупок (если осуществляется ее ведение) (ст.ст. 132, 133 НК).
Уплата налога в бюджет
Для того чтобы определить сумму налога, которую нужно уплатить в бюджет, необходимо:
1) исчислить общую сумму налога по всем операциям, момент определения налоговой базы по которым приходится на соответствующий отчетный период;
2) определить общую сумму налоговых вычетов, которые следует применить по итогам данного отчетного периода;
3) найти разность между общей суммой налога (пункт 1) и суммой налоговых вычетов (пункт 2):
НДС к уплате = НДС общ. – НВ,
где НДС к уплате – сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет;
НДС общ. – сумма налога, исчисленная по всем хозяйственным операциям;
НВ – налоговые вычеты по итогам отчетного периода.
В общем порядке НДС вычитается нарастающим итогом в пределах сумм налога, исчисленных по реализации объектов. В определенных случаях, предусмотренных НК, и в случаях, установленных Президентом РБ, суммы НДС вычитают в полном объеме, независимо от сумм налога, исчисленных по реализации объектов (п. 1 ст. 133 НК).
В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.
Вот такая простая схема, которая показывает, что цена товара в магазине уже включает в себя налог на добавленную стоимость. И если бы его не учитывалось, товар бы стоил меньше. Даже новые франшизы, которые хотят выйти на рынок с новым товаром, произведённым лично, включают в стоимость товара НДС, потому что платят его, покупая для производства материал.
Ежеквартальная декларация по НДС
Налоговой важно видеть, как вы рассчитывали НДС, поэтому после уплаты налога подайте декларацию в следующие сроки:
Налоговый период | Крайний срок уплаты |
4 квартал 2021 года | 25 января 2021 |
1 квартал 2021 года | 26 апреля 2021 |
2 квартал 2021 года | 25 июля 2021 |
3 квартал 2021 года | 25 октября 2021 |
Рекомендуем облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Наша программа подойдет ООО и ИП на ОСНО. Вы без проблем сможете вести учет операций, связанных с НДС, формировать книги покупок и продаж и сдавать декларации в ФНС. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Когда и у кого возникает обязанность уплаты НДС
Определения, которые дает НК РФ, фиксируют непременное участие в формировании бюджета за счет НДС в конкретных ситуациях:
- оказание услуг, продажа/передача товара или права на пользование активами в рамках заключенного в любой форме соглашения;
- выполнение строительных, монтажных или приравненных к ним работ;
- перечисленные выше работы, услуги или передача ценностей для персонального использования;
- ввоз из-за границы товаров или изделий.
Субъектами для обязательной уплаты НДС являются:
- организации либо ИП, занимающиеся коммерцией или производством, применяющие ОСНО;
- некоммерческие фирмы – в случае реализации прав на имущество;
- банковские и страховые структуры;
- обособленные подразделения и филиалы организаций, проводящие реализацию услуг или продукции;
- таможенные посредники.
НДС платят только компании на общей системе налогообложения — ОСНО. Если бизнес использует «упрощёнку» или ЕНВД, уплаты налога можно избежать.
В законе есть дополнительные условия, которые позволяют не платить НДС:
- получить налоговые каникулы на 1 год при условии, что организация не применяет акцизные сборы и имеет оборот по счетам до 8 миллионов рублей в год
- трудоустроить в компанию инвалидов, при этом их доля в штате сотрудников не должна быть меньше 80%
Компании могут получать льготные условия и так снижать размер налога.
Они могут заниматься деятельностью, которая подпадает под пониженные и нулевые ставки налога, получать вычеты, использовать агентские и комиссионные договоры вместо обычных, самостоятельно организовать доставку своих товаров.
Есть и хитрые легальные схемы ухода от НДС:
- компания вносит имущество или товар в уставный капитал другой фирмы и потом выводит деньги через эту фирму
- экспортно-реэкспортные операции (на экспорт применяется нулевая ставка налога)
- организация потребительских кооперативов
Ещё до недавнего времени самым популярным способом ухода от уплаты налога являлся обыкновенный «обнал».
Как НДС влияет на экономику — страшная правда
Очень сильно влияет!
НДС в структуре доходов бюджета России составил:
- 33% в 2013 году
- 34,2% в 2014 году
- 36,1% в 2015 году
- 34% в 2016 году
- 34,6% в 2017 году
*Информацию я подсмотрел в официальном документе «Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Получается, что НДС — это ни много ни мало треть доходов бюджета России!
Это очень важный налог, как вы уже поняли.
НДС — один из ключевых бюджетообразующих налогов для многих развитых стран. Для России в том числе. Регулируя ставку НДС, государство может влиять на уровень экономической активности в стране.
Как правило, чем выше налоги, тем больше тормозится экономическое развитие. Но если налог вообще отменить, то государство серьёзно потеряет в доходах.
Задача государства — отыскать ту золотую середину, когда и «волки сыты, и овцы целы». То есть сохраняется баланс между экономическим ростом и пополнением казны деньгами налогоплательщиков.
Если государство выставит большую ставку, у организаций будет оставаться меньше заработанных денег.
Для компаний с высокой нормой чистой прибыли небольшое повышение налога не критично. Ну поворчит собственник, что стал зарабатывать 19 миллионов вместо 20, и на этом остановится. 🙂
Но многие компании часто работают на грани рентабельности, например, крупные промышленные предприятия с длинным и технологически сложным производственным циклом.
Повышение НДС даже на 1−2 процента может привести к удару по таким предприятиям и фатальным последствиям в макроэкономике.
Чтобы остаться на плаву, компании начнут экономить на сырье, на рабочей силе. Качество продукции снизится, люди потеряют работу, покупательная способность населения будет снижаться. Замкнутый круг.
Если экономический рост в стране почти не наблюдается (1−2%), повышение налога почти наверняка приведёт в среднесрочной перспективе к следующим последствиям:
- стагнация в коммерческом секторе
- дополнительные расходы компаний на перепрошивку касс и POS-терминалов
- рост розничных и оптовых цен — ускорение инфляции
- повышение тарифов на коммунальные услуги
- снижение покупательной способности у населения
- ухудшение качества конечной продукции: предприятия будут вынуждены переходить на более дешёвые комплектующие, закупать дешёвое сырьё
- рост безработицы
- уход бизнеса в «тень», сокрытие им доходов, как следствие, упущенный доход у государства — налогов поступает меньше
- повышение нагрузки на госбюджет: выплата большего числа пособий
и т. д.
Если государство необдуманно повысит НДС, то выиграет только на коротком временном промежутке.
НДС — сейчас наиболее простой налог в плане сбора и учёта в России. Данные собирает специальная автоматизированная система контроля АСК НДС-3. Программа анализирует данные, которые подтягиваются в налоговую из банков, с расчётных счетов компаний, и POS-терминалов.
Работа комплекса уже тестируется в нескольких регионах РФ.