Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 102 АПК РФ. Уплата государственной пошлины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При повторном обращении должна уплачиваться государственная пошлина как за рассмотрение нового иска, апелляционной, кассационной жалобы на решения и (или) постановления. Данная позиция нашла отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. N 1766-О. Но если вы снова планируете подавать исковое заявление, то возможно использовать вместо возврата госпошлины ее зачет. Для зачета госпошлины подайте заявление в тот уполномоченный орган, куда вы обращались за совершением юридически значимого действия, а для межрегионального зачета – в тот, на счет которого зачислена переплата (если это не налоговый орган) (Письмо Минфина России от 06.04.2017 N 23-01-06/20554).
Комментарий к ст. 104 АПК РФ
1. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины регулируются ст. 333.40 НК. В соответствии с данной статьей государственная пошлина может быть возвращена из соответствующего бюджета, в который она была уплачена, полностью или частично. Основаниями для возврата государственной пошлины являются обстоятельства, перечисленные в п. 1 ст. 333.40 НК:
1) уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено НК;
2) возвращение заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами;
3) прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным ст. ст. 148 и 150 АПК. Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца (заявителя) от иска (заявления) следует учитывать, что государственная пошлина не возвращается, если установлено, что отказ связан с добровольным удовлетворением ответчиком (заинтересованным лицом) заявленных требований после подачи искового заявления (заявления) в арбитражный суд (абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК);
4) при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70% суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции — 50%, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора — 30% (подп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК);
5) отказ лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК. В указанном случае надо иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (ч. ч. 2, 5 ст. 49 АПК). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано как в определении, так и в решении и постановлении арбитражного суда .
———————————
Пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 46.
2. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в арбитражный суд. Поскольку государственная пошлина может быть уплачена через представителя, заявление о ее возврате может быть подано как представителем, так и представляемым (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей»).
Документами, подтверждающими обстоятельства возврата государственной пошлины при поступлении заявления или жалобы в арбитражный суд, являются судебные акты арбитражного суда (решения, постановления, определения) и квитанция банка установленной формы. Наличия справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для возврата государственной пошлины из бюджета, не требуется.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.
Вопрос о возврате государственной пошлины разрешается арбитражным судом в соответствующем судебном акте (решении, определении, постановлении). В то же время плательщику государственной пошлины, отказавшемуся после уплаты государственной пошлины от подачи искового заявления, иного заявления, жалобы, арбитражный суд выдает по его просьбе справку о том, что исковое заявление, иное заявление, жалоба в суд не поступали. В этом случае определение о возврате государственной пошлины не выносится.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в порядке, установленном гл. 12 НК, в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
3. В соответствии с НК плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Например, если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины.
Комментарии к ст. 102 АПК РФ
1. Государственная пошлина подлежит оплате только в тех случаях, когда указанный вид платежа установлен законом. Например, оплата государственной пошлиной апелляционной, а по существу — частной жалобы на определение арбитражного суда по поводу наложения судебного штрафа за нарушение обязанности, возложенной арбитражным процессуальным законом, не предусмотрена.
Оплата государственной пошлины связана с многочисленными основаниями, поэтому законодателем вполне оправданно используется отсылочная норма. Порядок оплаты государственной пошлины по каждому основанию, а также общий порядок предоставления отсрочки и рассрочки в ее оплате определяются федеральным законодательством о налогах и сборах, поскольку государственная пошлина является одной из разновидностей последних.
На сегодняшний день основной массив отсылочных норм содержится в гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, именуемой «Государственная пошлина». С ее введением изменился размер подлежащей оплате государственной пошлины, а также перечень законных к тому оснований. В частности, законодателем введена государственная пошлина за подачу заявления по поводу обеспечения иска, которое может направляться в арбитражный суд неоднократно.
В гл. 25.3 НК определен круг плательщиков (физические лица и организации), которые обращаются с заявлениями в арбитражный суд, а также указаны ответчики по делам, рассмотренным арбитражным судом. Ответчики становятся плательщиками государственной пошлины в том случае, когда решение принято не в их пользу, а истец от уплаты государственной пошлины освобожден или ему предоставлена отсрочка в ее оплате. Обязанность по оплате государственной пошлины должна быть ими исполнена в десятидневный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.
Если плательщиком государственной пошлины является организация, то факт ее оплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка об исполнении.
При обращении в арбитражный суд размер государственной пошлины определяется ст. 333.21 НК. Применительно к искам имущественного характера см. комментарий к ст. 103 АПК.
Если заявление, подаваемое в арбитражный суд, содержит одновременно требования имущественного и неимущественного характера, то заявитель оплачивает государственную пошлину применительно к каждой разновидности заявленных требований. Принцип поглощения одной пошлины другой здесь не действует.
По общему правилу все исковые заявления неимущественного характера, включая требования о понуждении к исполнению обязанности в натуре, оплачиваются в размере 4000 руб. В таком же размере оплачивается государственной пошлиной иск, подлежащий рассмотрению арбитражным судом в связи с заключением, изменением, расторжением договора либо признанием сделки недействительной.
Если в арбитражный суд подается неисковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим либо ненормативного правового акта (акта индивидуального регулирования) недействительным, а также о признании решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов и должностных лиц незаконными, то государственная пошлина оплачивается в зависимости от субъектного состава заявителей. Для физических лиц размер государственной пошлины составляет 200 руб., для организаций — 2000 руб.
Специфика в размере государственной пошлины установлена законодателем применительно к заявлениям о признании должника банкротом (4000 руб.), об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, об отмене решения третейского суда, о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения, об обеспечении иска. Все последние категории обращений оплачиваются государственной пошлиной в размере 2000 руб.
Для внесения изменений в размер государственной пошлины не требуется перекраивать арбитражный процессуальный закон. Достаточно внести изменения в п. 1 ст. 333 НК. Такой возможностью законодатель воспользовался 27 декабря 2009 г. (Федеральный закон N 374-ФЗ), 5 апреля 2010 г. (Федеральный закон N 41-ФЗ).
30 апреля 2010 г. был принят Федеральный закон N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок». Заметим, что во второй части название Федеральному закону не требовалось, поскольку в европейских стандартах правосудия, воспринятых Российской Федерацией, под разумными сроками судопроизводства понимается тот период, который начинается с момента поступления иска (заявления, жалобы) в арбитражный суд и заканчивается исполнением принятого судебного решения.
Применительно к новой названной категории дел потребовалось установить размер государственной пошлины, который был определен для физических лиц в размере 200 руб., а для организаций — в размере 4000 руб.
Внесение изменений в размер государственной пошлины, вопреки бытующему мнению о компенсации затрат на судопроизводство, производится с учетом изменений экономического состояния общества, но всякий раз исключительно в превентивных, а не фискальных целях.
При подаче апелляционной, кассационной либо надзорной жалобы на судебное решение государственная пошлина оплачивается в размере 50 процентов от той суммы, которая подлежала оплате при подаче в арбитражный суд первой инстанции искового заявления неимущественного характера.
Аналогичный размер государственной пошлины уста��овлен при подаче жалобы на судебные определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, об отказе в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение.
Следовательно, действующий порядок оплаты государственной пошлины при обращении в проверочную судебную инстанцию не зависит от суммы иска, рассмотренного арбитражным судом первой инстанции. Такой подход является очередным свидетельством отсутствия оснований для оценки государственной пошлины как средства реализации фискальных целевых установок .
———————————
Следом за изменениями, вносимыми законодателем, вносятся необходимые изменения и в рекомендации по судебной практике: информационное письмо Президиума ВАС РФ по этому поводу от 25 мая 2005 г. N 91 изменялось и дополнялось информационными письмами Президиума ВАС РФ от 13 марта 1997 г. N 117 и от 11 мая 2010 г. N 139.
Копии судебных актов выдаются лицам, участвующим в деле, безвозмездно. Повторное обращение за выдачей копий судебных решений, определений либо постановлений, а также копий иных документов, выдаваемых арбитражным судом (копий протокола судебного заседания, дубликата исполнительного листа), оплачивается государственной пошлиной исходя из расчета 2 руб. за каждую страницу копии (дубликата) выдаваемого документа, но не менее 20 руб.
Установленный порядок дисциплинирует лиц, участвующих в деле, но его невозможно признать оптимальным применительно к таким участникам судебного заседания, как арбитражные управляющие. Последние вынуждены заказывать большое количество копий судебных актов, поскольку они необходимы для направления в коммерческие банки по месту открытия должником расчетных счетов, многочисленные государственные учреждения, располагающие информацией по поводу имущества, принадлежащего должнику и подлежащего включению в конкурсную массу.
Оплата государственной пошлины производится в отечественной валюте. По общему правилу обязанность, связанная с ее оплатой, носит личный характер, а потому должна выполняться самим плательщиком (ст. 45 НК). Однако в судебной практике возникло множество к тому препятствий. Они были связаны прежде всего с участием в арбитражном судопроизводстве иностранных лиц, не располагающих счетами в российской валюте. У российских хозяйствующих субъектов также возникали организационные сложности, связанные с наличием необходимых для уплаты государственной пошлины денежных средств, но арестом самого счета по решению налогового органа.
Комментарий к ст. 149 АПК РФ
1. Вопрос об оставлении заявления без рассмотрения разрешается в судебном заседании, о времени и месте которого извещаются лица, участвующие в деле. Об оставлении заявления без рассмотрения в суде первой инстанции выносится отдельный судебный акт — определение, которое должно соответствовать требованиям, указанным в ст. 185 АПК, и содержать: мотивы оставления заявления без рассмотрения; предусмотренное АПК правовое основание для оставления заявления без рассмотрения; ссылки на доказательства, подтверждающие наличие такого основания; способы устранения обстоятельств, повлекших оставление заявления без рассмотрения. В резолютивной части определения должно быть указано на возможность обжалования определения и правовые последствия оставления заявления без рассмотрения, а в случае оставления заявления без рассмотрения по п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК должен быть разрешен вопрос о возвращении заявителю уплаченной государственной пошлины.
Копии определения в пятидневный срок со дня его вынесения должны направляться лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаться им под расписку.
Оставление заявления без рассмотрения может иметь место в суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. В апелляционном, кассационном, надзорном производствах оставление заявления без рассмотрения является одним из возможных результатов проверочной деятельности и производится одновременно с отменой проверяемого судебного акта (ст. ст. 269, 287, 305 АПК). Возможности оставления без рассмотрения апелляционной, кассационной жалоб или заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора АПК не предусматривает.
2. Определения суда первой инстанции об оставлении заявления без рассмотрения могут быть обжалованы в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. В апелляционную инстанцию жалобы подаются в срок, не превышающий одного месяца со дня вынесения определения в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 188 АПК), и подлежат рассмотрению судом апелляционной инстанции в сокращенный 15-дневный срок с момента поступления жалобы в суд апелляционной инстанции (ст. 272).
Кассационная жалоба на определение суда первой инстанции об оставлении заявления без рассмотрения может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления обжалуемого определения арбитражного суда в законную силу .
———————————
Информационное письмо ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 «Об отдельных вопросах применения АПК РФ».
Судебные акты об оставлении заявления без рассмотрения, вынесенные в апелляционной и кассационной инстанциях, подлежат обжалованию не в порядке ст. 188 АПК, а в общем порядке обжалования постановлений суда апелляционной или кассационной инстанции. Постановления суда надзорной инстанции об оставлении заявления без рассмотрения обжалованию не подлежат.
Правовым последствием оставления заявления без рассмотрения является окончание производства по делу, но при этом истец сохраняет за собой право вновь обратиться в арбитражный суд с таким же иском в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, независимо от того, в какой инстанции было принято решение об оставлении заявления без рассмотрения.
3. Поскольку основанием для оставления заявления без рассмотрения является обращение сторон за разрешением спора в третейский суд, вызывает интерес возможность их повторного обращения в арбитражный суд за разрешением тех же требований. АПК не разрешает вопрос о последствиях обращения в арбитражный суд в случае, если спор между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям одновременно рассматривается третейским судом. В этом случае заявление должно быть оставлено без рассмотрения, поскольку обстоятельства, в связи с которыми и ранее поданное заявление было оставлено без рассмотрения, не устранены. Аналогичным образом должен поступить арбитражный суд и в том случае, если ранее заинтересованное лицо в арбитражный суд не обращалось.
Под устранением обстоятельств, связанных с использованием третейской формы разрешения спора, допускающим возможность повторного обращения в арбитражный суд, следует понимать прекращение третейского разбирательства, отмену арбитражным судом решения третейского суда или отказ в выдаче исполнительного листа на основании решения третейского суда.
Материально-правовым последствием оставления заявления без рассмотрения является аннулирование материально-правового последствия возбуждения арбитражного дела в части прерывания течения срока исковой давности. В этом случае начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности не прерывается и срок продолжает течь в общем порядке.
Определение (постановление) об оставлении заявления без рассмотрения является основанием для поворота исполнения, если ранее по этому делу принимались судебные акты, которые были частично или полностью исполнены (ст. ст. 325, 326 АПК).
Мнение эксперта
Макаров Игорь Тарасович
Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Заявление в суд на отказ от иска законодательством не установлен. Поэтому оно оформляется в соответствии с общими требованиями к таким документам.
В ходатайстве указывается:
- информация о судебном органе;
- сведения об истце и ответчике;
- данные о судебном разбирательстве;
- основания требований к ответчику;
- причины, по которым иск отзывается.
В конце документа можно указать, что отказ оформляется добровольно. В заявлении необходимо написать о том, что истец ознакомлен с последствиями процедуры. Причины отказа от требований указывать не обязательно.
Последствия отзыва заявления в гражданском процессе для истца следующие:
- невозможность повторного обращения в судебную инстанцию по данному вопросу;
- все расходы на судебное разбирательство несет истец;
- на заявителя возлагается обязанность возместить ответчику издержки, связанные с его участием в процессе.
Отказ от части иска или всех требований предусматривает, что гражданин больше не сможет обратиться в суд для рассмотрения дела по этому же основанию и с тем же ответчиком. Исключение составляют ситуации, когда открылись новые обстоятельства, которые подтверждают вину второй стороны.
Истец сможет повторно обратиться в суд по данному делу только, если будут изменены основания, требования или ответчик. Заявитель имеет возможность подать апелляцию на определение по прекращению дела в результате отказа от иска.
Суд высшей инстанции удовлетворит требования при наличии следующих условий:
- допущены нарушения прав третьих лиц;
- наличие формальных процессуальных ошибок в оформлении.
При отказе от иска судебные расходы не могут быть взысканы с ответчика (ст. 101 ГПК РФ).
Окончание производства по делу без вынесения решения в арбитражном процессе
Определения, которыми оканчивается производство по делу без вынесения решения арбитражного суда, имеют такое же правопрекращающее значение в арбитражном судопроизводстве, как и само решение арбитражного суда.
Окончание производства по делу без вынесения решения арбитражного суда возможно в 2 формах путем вынесения определения:
-
- о прекращении производства по делу либо
- об оставлении заявления без рассмотрения.
Указанные формы окончания производства по делу различаются:
-
- по основаниям;
- по последствиям.
Основания для прекращения производства по делу указаны в ст. 150 АПК РФ, а для оставления иска без рассмотрения — в ст. 148 АПК РФ. При этом указанные перечни расширительному толкованию не подлежат и не могут дополняться иными основаниями по усмотрению лиц, участвующих в деле, либо арбитражного суда.
Последствия совершения указанных процессуальных действий:
-
- случае прекращения производства по делу вторичное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (ст. 151 АПК РФ);
- если иск был оставлен без рассмотрения, то после устранения обстоятельств, послуживших основанием для данного процессуального действия, истец вправе вновь обратиться в арбитражный суд с иском в общем порядке.
Статья 149. Порядок и последствия оставления искового заявления без рассмотрения
1. В случае оставления искового заявления без рассмотрения производство по делу заканчивается вынесением определения.
В определении арбитражный суд указывает основания для оставления искового заявления без рассмотрения, а также решает вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета в случае, предусмотренном частью 2 статьи 148 настоящего Кодекса.
Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.
2. Определение арбитражного суда об оставлении искового заявления без рассмотрения может быть обжаловано.
3. Оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Комментарии к ст. 149 АПК РФ
1. Оставление искового заявления без рассмотрения оформляется соответствующим определением, которое традиционно состоит из вводной, описательной, мотивировочной, резолютивной частей.
В мотивировочной части определения об оставлении искового заявления без рассмотрения излагаются, в частности, основания для его принятия со ссылкой на конкретные пункты ч. 1 ст. 148 АПК или ч. 2 ст. 148 АПК и норму, предусматривающую основание реализации данного правового института.
При применении арбитражным судом п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК (истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором) в резолютивной части, в частности, указывается на возврат оплаченной государственной пошлины.
2. Часть 1 ст. 149 АПК указывает на необходимость направления копий определения лицам, участвующим в деле. Процессуальная регламентация совершаемых действий повторна, поскольку аналогичные правила направления определений лицам, участвующим в деле, закреплены в ст. 186 АПК.
3. Определение об оставлении искового заявления без рассмотрения может быть обжаловано в общем порядке в арбитражный апелляционный суд, кассационный суд или в надзорном порядке.
4. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, истец вправе вновь обратиться в арбитражный суд с тождественным иском (в отличие от процессуальных последствий прекращения производства по делу, при котором повторное обращение с тождественным иском не допускается).
Можно ли вернуть уплаченную пошлину, если иск не подавался, а также в случае возвращения иска?
Возврат госпошлины при возвращении искового заявления осуществляется на основании п. 2 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ. При этом следует отметить, что истец может не возвращать данную сумму, если в течение 3 лет планирует обращаться в суд с тем же самым иском. В этом случае ему не потребуется уплачивать пошлину вновь, т. к. имеющаяся квитанция будет служить достаточным доказательством ее уплаты. Трехлетний срок исчисляется со дня принятия судом определения о возврате заявления истцу.
Возможность возврата госпошлины — если иск не подавался — предусмотрена ч. 4 ст. 333.40 НК РФ. Как вернуть госпошлину, если иск не подавался? Процесс аналогичен описанному выше. Единственное отличие — в заявлении в суд требуется указать, что истец планировал обращение в суд, но по каким-то причинам не реализовал свое право.
Порядок возврата госпошлины судами общей юрисдикции.
Возврат госпошлины является достаточно простой процедурой.
- Вначале наступает один из моментов, при котором истец имеет право на возврат госпошлины, перечисленные нами ранее.
- Для возврата госпошлины Истцу необходимо написать соответствующее ходатайство на получение справки о выдачи госпошлины. Как такового образца для написания подобного рода ходатайства не существует. Оно пишется в свободной форме. Образец ходатайства на получение справки о выдаче госпошлины можно посмотреть здесь
при написании ходатайства следует учесть следующее:
- основанием для возврата госпошлины является определение Суда о принятии отказа от иска, определение об оставлении дела без движения или рассмотрения.
- в заголовке письма указать наименование суда, в который планируете подавать заявление, свою фамилию, имя, отчество.
- в самом же тексте заявления не забудьте указать сущность требований и сумму, которую просите вернуть. Вот и все.
Оставление иска без рассмотрения по ГПК РФ 2018
- В данном случае госпошлина будет возвращена2) ответчик (административный ответчик) добровольно удовлетворил требования истца (административного истца) после его обращения в Верховный Суд, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении судом общей юрисдикции; В случае если лицо уплатило государственную пошлину за регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, но отказалось от совершения указанных юридически значимых действий до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данные юридически значимые действия, то, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, государственная пошлина подлежит возврату на основании Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, нужно подать в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело (Срок, в течение которого можно подать заявление о возврате (зачете) госпошлины, составляет три года с момента, когда вы перечислили в бюджет излишнюю (ошибочную) сумму, или с момента принятия решения суда о возврате госпошлины из бюджета согласно — решения, определения или справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) госпошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, — в случае возврата госпошлины по делам, рассматриваемым судами; в тот уполномоченный орган, куда вы обращались за совершением юридически значимого действия, а для межрегионального зачета — в тот, на счет которого зачислена переплата (если это не налоговый орган) (- решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается госпошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата госпошлины;- непосредственно в уполномоченный орган лично или через представителя.
- В этом случае подготовьте заявление в двух экземплярах.
- На одном из них уполномоченный орган (должностное лицо) поставит отметку о принятии заявления с указанием даты приема и вернет его вам; Срок принятия решения о зачете (возврате) уполномоченным органом (должностным лицом) — 10 дней со дня получения вашего заявления.
- В случае отказа в возврате (зачете) госпошлины вам обязаны сообщить в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия решения.
- Как вернуть госпошлину за исковое заявление, интересует истцов по гражданским и административным делам, которые передумали подавать иск.
- Также возврат возможен, если заявление по каким-то причинам не рассматривалось (например, было возвращено или оставлено без рассмотрения).
Комментарии к ст. 104 АПК РФ
Возврат и зачет государственной пошлины регламентированы отсылочным образом в федеральном законе о налогах и сборах.
В ст. 333.40 НК определены следующие основания к полному либо частичному возврату оплаченной государственной пошлины:
– ее оплата при подаче иска (заявления, жалобы) в арбитражный суд произведена в большем размере, чем это предусмотрено федеральным законом;
– возврат искового заявления (заявления, жалобы) арбитражным судом последовал на основании вынесенного им определения;
– оставление иска (заявления) арбитражным судом без рассмотрения по существу либо прекращение производства по делу, которые имеют пресекательные последствия и невозможность дальнейшего разбирательства по предмету спора;
– отказ лица, оплатившего государственную пошлину, от обращения с иском (заявлением, жалобой) в арбитражный суд.
Все вопросы, связанные с государственной пошлиной, арбитражный суд рассматривает и разрешает при принятии финального судебного акта. Таким судебным актом может быть как решение, так и определение. Если указанные вопросы будут арбитражным судом упущены, то они могут найти отражение в дополнительном судебном решении либо судебном определении, вынесенном после вступления решения арбитражного суда, принятого по существу заявленных требований, в законную силу.
В целях финансового стимулирования сторон к окончанию дела миром законодатель предусмотрел возможность возврата половины оплаченной государственной пошлины при заключении ими мирового соглашения и его утверждении арбитражным судом.
Если ответчик добровольно удовлетворил исковые требования после обращения с иском в арбитражный суд и принятия искового заявления к производству, то льготы, связанные с возвратом затрат по оплате государственной пошлины, не действуют.
Для возврата государственной пошлины из федерального бюджета необходимо получение справки по этому поводу в арбитражном суде. Для ее выдачи требуется письменное волеизъявление заинтересованного лица со ссылкой на подлинное платежное поручение в материалах дела либо его приложение к подаваемому заявлению. При частичном возврате государственной пошлины допускается приложение в виде копии платежного документа, подлинник которого остается в материалах дела.
Выдаваемая арбитражным судом справка о полном или частичном возврате государственной пошлины является упрощенной формой принятого уполномоченным должностным лицом решения по поступившему от ее плательщика заявлению. В справке арбитражного суда содержится указание на основание к полному либо частичному возврату ранее оплаченной государственной пошлины.
Процедура возврата госпошлины
Для компенсации госпошлины после того, как произошло возвращение иска АПК, истцу следует обратиться к статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, так как данные выплаты находятся в ведении налоговой инспекции. Так, оставление иска без рассмотрения в арбитраже является причиной для компенсации потраченных на судебный процесс средств. Для того, чтобы взыскать уплаченную ранее пошлину, заинтересованное лицо обязано проделать следующие шаги:
- Составить соответствующее ходатайство в адрес налоговой инспекции, с образцом которого можно ознакомиться здесь. Особое внимание следует уделить платёжным реквизитам, по которым будет организовано перечисление средств.
- Для активных пользователей ПК данная услуга доступна онлайн с помощью официальных порталов ФНС, Налог и «Госуслуг», при наличии активированной учётной записи и личного кабинета.
- Передать копии документа в судебную инстанцию, вынесшую решение об оставлении иска без рассмотрения.
Почему нечем, есть чем, просто я считаю необходимо указать (формально обратить внимание на это в отзыве на иск. заявл.) то, что истцом была допущена ошибка в цене иска и то, что подавалось три идентичных иска (как я указал выше).
Сообщение отредактировал 13heav: 19 Июль 2011 — 19:57
Вот нам бы самим понять для чего это, в чём смысл, вот если представитель будет 3.08 пообщаемся на эту тему. Я считаю, что это не случайность, оплата госпошлины же была проведена дважды ими через бухгалтерию, собраны пакеты документов для подачи в суд, при этом в двух случаях были представлены копии, а в третьем оригиналы документов. К тому же исковые заявления были поданы одним числом.
Сообщение отредактировал 13heav: 19 Июль 2011 — 20:14