Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила обучения охране труда с 1 сентября 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Распространённый вопрос: какие правила по охране труда применять в 2022 году для образовательных организации, какие инструкции и документы необходимо разрабатывать? К сожалению отдельных правил по охране труда для образовательных организации не существует. Поэтому обращаемся к межотраслевым правилам по охране труда и читаем, кто обязан их соблюдать и на кого они распространяются.
Обновленные правила расследования несчастных случаев на производстве
С сентября 2022 года действует скорректированное положение о расследовании несчастных случаев, регламентированное Приказом Минтруда от 20.04.2022 г. № 223н. Данный НПА будет использоваться взамен ранее действующего Постановления Минтруда от 24.10.2002 г. № 73.
Изменений достаточно много, к примеру, установили состав комиссии для расследования несчастного случая по сотруднику на дистанционке. Кроме того, уточнили сроки, в течение которых нужно расследовать несчастные случаи — теперь они считаются в календарных днях. Также комиссия, которая не может опросить очевидцев в очном формате, может использовать видео-конференц-связь.
Минтрудом регламентированы и новые формы документации для расследования несчастных случаев на производстве, к примеру, форма № 6, которая называется актом о расследовании обстоятельств происшествия, предполагающего гибель работника в результате несчастного случая. Чтобы оформлять сведения по расследованию несчастных случаев, нужно использовать специально разработанные классификаторы. Несчастные случаи теперь классифицируются по видам, причинам и категориям.
Статьей 214 Трудового Кодекса РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда для работников. В статье 209.1. ТК РФ раскрыты основные принципы обеспечения охраны труда. Такими принципами являются:
-
предупреждение и профилактика опасностей — систематическая реализация мероприятий, примерный перечень которых предлагается Приложением к Приказу Минтруда № 771н от 29.10.2021. Мероприятия ежегодно должны проводиться в целях улучшения условий и охраны труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней;
-
минимизация повреждения здоровья работников — меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков.
Финансирование вышеуказанных мероприятий должно осуществляться в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции, работ или услуг (за исключением государственных предприятий). Работник не несет расходы на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ст. 225 ТК РФ).
Таким образом, охрана труда работников общеобразовательного учреждения — это система государственных требований, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья работников и обучающихся. В образовательной деятельности, каждое учреждение, будь оно в государственном (муниципальном) ведении, или под управлением юридического лица, или индивидуального предпринимателя, обязано обеспечивать охрану труда для своих работников.
Журналы регистрации инструктажей по охране труда
- ЖУРНАЛ регистрации вводного инструктажа
- ЖУРНАЛ регистрации инструктажа на рабочем месте
- Журнал регистрации противопожарного инструктажа
- ЖУРНАЛ административно-общественного контроля по охране труда
- ЖУРНАЛ проверки знаний по технике безопасности у персонала с первой группой по электробезопасности
- ЖУРНАЛ регистрации несчастных случаев на производстве
- ЖУРНАЛ учёта инструкций по охране труда
- ЖУРНАЛ проверки знаний «ПЭ электроустановок потребителей» и «ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей»
- ЖУРНАЛ учёта выдачи инструкций по охране труда
- ЖУРНАЛ регистрации несчастных случаев с учащимися
Требования к документам по охране труда в 2023 году
Установлены единые требования к составу и форматам документов, связанных с работой, оформляемых в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.
Соответствующий приказ Минтруда России от 20 сентября 2022 г. № 578н “Об утверждении единых требований к составу и форматам документов, связанных с работой, оформляемых в электронном виде без дублирования на бумажном носителе” опубликован на портале правовой информации.
В части охраны труда (раздел V. Охрана труда в Приложении к перечню структурных элементов описания электронного документа, связанного с работой) оформлять в электронном виде без дублирования на бумажном носителе можно будет:
- Заявление работника об освобождении от работы для прохождения диспансеризации (ст. 185.1 ТК РФ).
- Заявление о замене молока или других равноценных пищевых продуктов компенсационной выплатой (ст. 222 ТК РФ).
- Заявление о замене компенсационной выплаты на молоко или другие равноценные пищевые продукты (ст. 222 ТК РФ).
- Заявление о замене выдачи молока на выдачу равноценных пищевых продуктов (ст. 222 ТК РФ).
- Заявление о замене выдачи равноценных пищевых продуктов на выдачу молока (ст. 222 ТК РФ).
- Согласие работника об информировании о результатах расследования несчастного случая, происшедшего с ним при выполнении работы по совместительству, работодателя по месту основной работы (ст. 229 ТК РФ).
Кроме документов по охране труда под ЭДО попадают следующие виды документов (кадровых мероприятий) по разделам:
- Приём на работу
- Рабочее время и время отдыха
- Материальная ответственность
- Оплата труда
- Оплата труда
- Образование работника
- Социальное партнёрство
- Индивидуальные трудовые споры
- Персональные данные
- Изменение условий трудового договора
- Прекращение трудовых отношений
- Иные кадровые мероприятия
Инструктаж на рабочем месте
Значительные изменения коснулись освобождения работников от инструктажа на рабочем месте. Теперь освобождаются те работники, которые работают с офисной оргтехникой (ПЭВМ, принтеры, сканеры и т.д.), на их рабочем месте отсутствуют другие источники опасности, а условия труда по результатам проведения специальной оценки условий труда являются оптимальными или допустимыми.
Что значит формулировка другие источники опасности? Значит ли это, что если есть опасность споткнуться или получить укус от залетевшей в окно осы, то нужно проводить инструктажи на рабочем месте? Минтруд даёт следующее разъяснение по этому поводу: в случае, если по результатам оценки рисков работодателем выявлены иные опасности, непосредственно не связанные с трудовой деятельностью работника (например, опасность падения со ступеней лестниц либо при спотыкании), то информацию о них достаточно донести до работника в рамках вводного инструктажа. Это значит, что можно освободить офисных сотрудников, работающих только с оргтехникой, от инструктажа на рабочем месте.
Второе глобальное изменение коснулось результатов инструктажа: теперь для их фиксирования необязательно использовать журналы. Это значит, что работодатель может вести учет инструктажей в любых удобных ему документах — главное, чтобы в них содержалась следующая информация:
При регистрации вводного инструктажа по охране труда:
а) дата проведения инструктажа;
б) ФИО работника, прошедшего инструктаж;
в) профессия (должность) работника, прошедшего инструктаж;
г) число, месяц, год рождения работника, прошедшего инструктаж;
д) наименование подразделения;
е) ФИО и должность работника, проводившего инструктаж;
ж) подпись работника, проводившего инструктаж;
з) подпись работника, прошедшего инструктаж.
При регистрации проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый), а также целевого инструктажа по охране труда:
Все те же пункты, что и для вводного инструктажа + дополнительные пункты:
а) вид инструктажа по охране труда;
б) причина проведения инструктажа по охране труда (для внепланового или целевого инструктажа по охране труда);
в) наименование локального акта (локальных актов), в объёме требований которого проведен инструктаж.
Документы по обучению охране труда
Обучение работников направлено на ознакомление их с нормативными требованиями, а также с безопасными методами и приемами выполнения работ и правилами оказания первой помощи пострадавшим.
Локальные акты, необходимые специалисту по ОТ, чтобы организовать обучение должным образом по требованиям законодательства:
- Распоряжения по:
- организации обучения и проверки знаний по ОТ;
- освобождении от первичного и повторных инструктажей лиц, работа которых не связана с обслуживанием механизмов, оборудования, др.;
- создании комиссии по проверке знаний.
- Положения об обучении и проверке знаний по ОТ.
- Программы обучения.
- Протоколы проверок знаний.
- Программы инструктажей.
- Журналы регистрации:
- инструктажей;
- присвоения 1 группы по электробезопасности работникам, которые не относятся к электротехническому персоналу.
Когда необходимо создание отдельной службы или назначение специалиста по ОТ
В ст. 217 ТК РФ сказано, что служба по ОТ или специалист назначаются только в производственной организации с численностью штата больше 50 человек. Но это не значит, что на более мелких предприятиях соблюдение требований по ОТ не контролируется. Ведь обязанность по созданию безопасных условий труда с работодателя не снимается, поэтому руководитель или ИП фактически осуществляет в таком случае функции специалиста по ОТ самостоятельно.
Руководитель может принять решение о создании специальной службы или назначении ответственного за ОТ лица и при меньшей численности персонала, это не запрещено.
При отнесении деятельности организации к производственной необходимо учесть разъяснения Минтруда из письма № 15-2/ООГ-2136 от 10.06.2016 г. В соответствии с ними к производственной относится любая деятельность, в процессе которой создаются товары или оказываются услуги. Таким образом, производство по мнению законодателя, это не только крупные комплексы или заводы.
СанПиН охраны труда на 2022 год
Утвердите перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, и составьте ее программу. В Положении о СУОТ пропишите, каким образом будете отбирать наставников и фиксировать результаты стажировки. Неплохо заранее предусмотреть в бюджете организации статью на материальное стимулирование наставников.
Разработайте программу обучения оказанию первой помощи. Руководствуйтесь примерными темами, приведенными в приложении № 2 к проекту.
Если нет возможности проводить обучение своими силами: нет инструктора, тренажеров, места, — найдите и заключите договор со сторонней организацией. А для этого необходимо определить, сколько человек должны быть обучены.
Предусмотрено несколько видов практической реализации СанПиН по охране труда в 2022 году на производстве:
- Изучение требований СанПиН ответственным лицом, разработка и утверждение инструкций по их соблюдению на конкретном предприятии.
- Ознакомление работников с требованиями СанПиН и локальными нормативами, которые должны соблюдаться в процессе их трудовой деятельности.
- Обеспечение беспрепятственного доступа к правовым нормативам всех сотрудников.
- Проведение вводных, повторных и внеплановых инструктажей по вопросам соблюдения СанПиН в ходе осуществления трудовой деятельности.
- Обучение сотрудников санитарным нормам и правилам, обязательным к соблюдению в ходе производственной деятельности.
Распространённый вопрос: какие правила поменялись в 2021 году для образовательных организации, какие инструкции необходимо пересмотреть? Для ответа на этот вопрос внимательно читаем в правилах, кто обязан их соблюдать и на кого они распространяются.
Для вас я упростил эту задачу немного, потому что выбрал эти правила, и вам не нужно перечитывать все 40 новых правил по охране труда, что бы определить относятся они к деятельности вашего учреждения или нет.
С 1 сентября 2021 года планировались следующие изменения:
- Новый порядок обучения по охране труда;
- Новое типовое положение о системе управления ораной труда в организации;
- Новый порядок психиатрического освидетельствования;
- Новая редакция раздела X трудового кодекса.
Ждем следующую пачку изменений с 1 марта 2022 года!
Все эти изменения отложены до 1 марта 2022 года. С 1 марта будет действовать новая редакция раздела X Трудового кодекса, который посвящен конкретно охране труда. По поводу остальных трех документов – порядка обучения и т.д. пока неизвестно на 100%, возможно они будут также перенесены, если наши законодатели не успеют обсудить и утвердить наиболее удачную версия законопроекта.
Рассмотрим таблицу изменений законодательства по охране труда. Сроки я здесь не писал, потому что не могу сказать точно, когда примут некоторые нормативно-правовые акты.
В настоящее время много говорится о применении риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора в бизнес-сфере различными контрольными органами. Смысл его в снижении давления на бизнесменов, готовых исполнять закон в полном объеме, на фоне усиления контроля деятельности недобросовестных фирм. Утвержденные поправки ТК РФ как раз и направлены на внедрение риск-ориентированного подхода в сферу охраны труда организации.
С одной стороны, это по большей части индивидуальный подход, личная ответственность, с другой – применение современного ПО, автоматических систем управления в сфере ОТ. Они, в частности, позволяют добиться объективной оценки профессиональных показателей безопасности труда, рисков, снизить затраты труда специалистов ОТ.
Изменения коснулись прав и обязанностей руководства фирмы в равной мере. Права в сфере ОТ содержит новая ст. 214.2 ТК РФ.
С целью контроля производственной безопасности руководство фирмы может использовать приборы, оборудование, устройства, при необходимости – их системы, дистанционное слежение различных видов. Администрация вправе хранить эти данные. Можно вести электронную документацию по ОТ.
Руководство полномочно предоставлять электронный доступ к наблюдению за процессом производства работ, электронным базам документов по охране труда, федеральным контрольным органам. Таким образом контролеры могут убедиться, что работы производятся безопасно, требования охраны труда фирма соблюдает.
Статья 214 ТК РФ теперь содержит обязанности работодателя. Среди них есть новые и «старые», содержащиеся в действующей редакции ТК РФ. Так, работодатель по-прежнему обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда. Сделать это ему предлагается на основе комплексной оценки рабочего места, в частности технического и организационного уровня. Учитываются также вредные для здоровья работников факторы самого производства и трудового процесса.
В обязанности администрации входит:
- проведение спецоценки условий труда (СОУТ);
- формирование и поддержание работы системы управления ОТ;
- обнаружение опасностей и профессиональных рисков, систематическая работа с информацией, контроль соответствия рабочих мест требованиям госструктур по ОТ;
- контроль соответствия новых рабочих мест ОТ;
- обеспечение персонала индивидуальными и коллективными средствами защиты, контроль за соблюдением правил ОТ на рабочем месте;
- обучение персонала, постоянное улучшение условий ОТ;
- установление режима работы и отдыха, не противоречащего ОТ, согласно нормам законодательства по труду.
Появятся и совершенно новые обязанности (это обновленная ст. 214 Т�� РФ и введенная ФЗ новая ст. 216.2 ТК РФ):
- Информировать сотрудников, если по итогам СОУТ их рабочее место отнесено к опасным, причем сделать это незамедлительно.
- Создавать соответствующие условия труда инвалиду: как только что принятому по договору, так и сотруднику с приобретенной на работе инвалидностью.
- Если работы происходят на территории другого работодателя, иного лица, руководство фирмы обязано до начала работ (оказания услуг) согласовать меры безопасности для работников.
Кроме того, при возникновении угрозы персоналу в процессе работы с оборудованием, внутренних работ в зданиях, работу требуется незамедлительно приостановить. Продолжение возможно только после полного исключения опасности для жизни и здоровья.
Кстати говоря! Новая редакция ст. 22 ТК РФ дает работодателю полномочия требовать от сотрудников соблюдения правил ОТ. Раньше основной упор законодатель делал на обязанностях работодателя.
Традиционно правам работника в сфере охраны труда отведена центральная роль. Обновленная редакция ТК РФ лишь усиливает эту составляющую.
Прежде всего, гарантии безопасного труда работникам установлены на самом высоком уровне – государственном. Гарантируется право работника на санитарно-бытовое обслуживание, раскрывается, каким образом эти гарантии должны быть соблюдены (например, работников горячего цеха положено обеспечивать газированной соленой водой; пострадавших на производстве работников администрация обязана перевозить в больницу или до места жительства за счет фирмы и др.).
Работник имеет право на медосмотр внеочередного характера, если это соответствует нормативным документам или рекомендовано врачом. За ним сохраняется работа, должность, средний заработок.
Сами вредные (опасные) факторы производства, виды деятельности, при которых необходимо проходить предварительные и периодические медосмотры, устанавливаются Роспотребнадзором, Минздравом, Минтрудом совместно. Такой порядок позволит избежать разногласий в требованиях трех ведомств в отношении бизнеса.
Работник может отказаться от работы во вредных, опасных для жизни, здоровья условиях, если:
- они возникли как следствие нарушения требований ОТ (до устранения опасности);
- не прописаны в трудовом договоре.
Администрация не имеет права его наказывать.
За информацией, касающейся ОТ и условий труда, работник может обращаться как к руководству фирмы, так и в компетентные госорганы, общественные организации (по тексту ст. 216, ст. 216.1, ст. 216.2, ст. 216.3, ст. 220 новой редакции ТК РФ).
Обязанности работника в основном остались прежними: соблюдение правил ОТ, применение средств индивидуальной и коллективной защиты; обучение по ОТ; прохождение предварительных и периодических медосмотров, информирование администрации об опасных ситуациях на производстве (в новой редакции это ст. 215 ТК РФ).
Помимо этого вменяется в обязанность следить за исправностью оборудования, инструментов, которыми он пользуется на работе, соблюдать технологию производства, правильно использовать сырьевые и другие ресурсы, предоставленные работодателем.
Коротко перечислим другие новшества, содержащиеся в обновленном ТК РФ:
- Закреплен законодательно порядок управления профессиональными рисками (новая ст. 218 ТК РФ).
- СИЗ теперь будут выдаваться исходя из вредных факторов конкретного рабочего места в первую очередь, а не по наименованию вредной профессии (должности) в первую очередь, как было раньше (новая ст. 221 ТК РФ).
- Установлен однозначный прямой запрет на работу в опасных условиях (новая 214.1 ТК РФ).
- Установлен запрет на допуск к работе сотрудников, игнорирующих применение СИЗ (новая ст. 76 ТК РФ).
- Уделено особое внимание микроповреждениям (микротравмам): дано понятие, что это такое, как вести их учет, рассмотрены другие вопросы, связанные с микротравмами (новые статьи 226, 227 ТК РФ).
- Уделено внимание некоторым основополагающим терминам: введен термин «опасность», уточнен термин «рабочее место» (новая ст. 209 ТК РФ).
- Сформулированы фундаментальные принципы организации безопасных условий на рабочем месте: предупреждение (как основа системы), профилактика вреда и опасности, минимальный вред здоровью работающих граждан (новая ст. 209.1 ТК РФ).
Охрана труда: ключевые изменения с 1 марта 2022 года
С 01.03.2022 запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы:
- во вредных и/или опасных условиях труда;
- в особых температурных условиях.
Причём в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан.
Отметим, что до 01.03.2022 законное отстранение от работы без СИЗ возможно только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
Вообще, Закон № 311-ФЗ модернизировал подход к безопасности труда путём перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход) к обеспечению ими в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов.
Для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до 1 марта 2022 года, но не позднее 31.12.2024.
Если по результатам спецоценки условия труда отнесли к опасным (4-й класс), необходимо приостановить выполняемые работы. Об этом говорит новая ст. 214.1 ТК РФ.
Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно:
- учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии);
- копию плана направить в трудовую инспекцию.
А до снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий:
- Предоставить сотрудникам другую работу.
- Сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату.
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности.
В перечень основных понятий Закон № 311-ФЗ добавил термин «опасность» — это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и/или здоровью работника в процессе трудовой деятельности (новая ред. ст. 209 ТК РФ).
Доказано, что один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений — внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя). Поэтому Закон № 311-ФЗ предусмотрел внедрение института самостоятельной оценки работодателем соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права — самообследование.
Его основной инструмент — проверочные листы на соответствие требованиям трудового законодательства.
Проведение работодателем самообследования носит добровольный характер, т. к. это его новое право по ст. 22 ТК РФ.
С 01.03.2022 организации получили право, в частности (новая ст. 214.2 НК РФ):
- вести электронный документооборот в части охраны труда;
- следить за безопасностью работ с помощью видео- и/или аудиофиксации;
- давать трудовой инспекции удаленный доступ к наблюдению за выполнением работ и базам электронных документов по охране труда;
Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда с 2021 года предусмотрен для ряда видов деятельности. Среди них:
- работы на автотранспорте;
- новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, ремонт зданий и сооружений;
- размещение, монтаж, техобслуживание и ремонт технологического оборудования;
- работа с инструментом и приспособлениями;
- эксплуатация промышленного транспорта;
- погрузочно-разгрузочные работы, транспортировка, размещение и хранение грузов;
- работы в легкой промышленности;
- сельскохозяйственные работы;
- дорожные работы;
- труд в ЖКХ;
- охрана объектов и имущества;
- основные работы в медицинских организациях.
Сведения о состоянии условий труда и компенсациях работающим с вредными условиями труда необходимо подать в территориальный орган Росстата до 21 января 2022 года.
Форма отчета приведена в приложении к приказу Росстата от 24.07.2020 № 412 (в ред. Приказов Росстата от 29.04.2021 N 243, от 13.07.2021 № 412).
Внимание: форму могут изменить, поэтому следите за информацией на сайте Росстата. Сведения в данной статье представлены на 5 октября 2021 года.
Прошлогодней формой не пользуйтесь, она изменилась в июле 2021 года. Учтите, что отчет не сдают субъекты малого предпринимательства, а только юридические лица, основной вид деятельности по ОКВЭД которых относится к:
- сельскому, лесному хозяйству, охоте, рыболовству и рыбоводству;
- добыче полезных ископаемых;
- обрабатывающим производствам;
- обеспечению электрической энергией, газом и паром;
- кондиционированию воздуха;
- водоснабжению;
- водоотведению,
- организации сбора и утилизации отходов,
- деятельности по ликвидации загрязнений;
- строительству;
- транспортировке и хранению;
- деятельности в области информации и связи.
Запросите в департаменте персонала сведения по списочной численности работников (без находящихся в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком) на конец отчетного года, в том числе женщин и лиц до 18 лет для раздела 1, без учета класса условий труда. Также запросите эти же сведения для раздела 2 отчета в отношении работников с вредными условиями труда.
Перечень инструкций по охране труда в школе
Администрации и кадровой службе школы предстоит разработать инструкции по охране труда:
- для директора;
- заместителей директора;
- главы профкома;
- завучей;
- преподавателей;
- классных руководителей;
- спортивных инструкторов;
- мастеров производственного обучения;
- сотрудников, проводящих с учащимися или самостоятельно опыты в кабинетах физики, химии;
- сотрудников, занимающихся с учащимися или самостоятельно в кабинете информатики;
- учителей, проводящих уроки в кабинетах, адаптированных к математическим, гуманитарным предметам, астрономии, биологии;
- учителей физкультуры, проводящих занятия по отдельным видам спорта (лыжам, гимнастике, игровым дисциплинам, танцам);
- сотрудников, занимающихся организацией дискотек, конкурсов, спортивных, культурных и иных массовых мероприятий);
- сотрудников, отвечающих за перевозку учащихся и сотрудников школы автомобильным транспортом;
- сотрудников, занимающихся приготовлением пищи в школе;
- сотрудников, использующих в работе электроустановки;
- сотрудников, использующих в работе ПК и иные виды вычислительной техники;
- учителей, применяющих на уроках устройства, использование которых требует специальных навыков (например, это могут быть проекторы, сетевые маршрутизаторы, серверы);
- дворника;
- уборщика помещений;
- рабочего по обслуживанию зданий;
- электрика.
Кадровой службе ДОУ необходимо оформить инструкции по охране труда:
- для заведующего;
- воспитателей;
- помощников воспитателей;
- логопеда;
- психолога;
- музыкального руководителя;
- инструктора по физкультуре;
- бухгалтера;
- дворника;
- уборщика помещений;
- водителя;
- завхоза;
- рабочего по обслуживанию зданий;
- кастелянши;
- медсестры;
- дворника;
- повара;
- электрика;
- сотрудников, выполняющих работу на ПК и иной вычислительной технике;
- сотрудников, которые проводят массовые и спортивные мероприятия;
- сотрудников, отвечающих за перевозку детей и сотрудников ДОУ автомобильным транспортом;
- сотрудников, осуществляющих стирку белья;
- сотрудников, осуществляющих приготовление пищи;
- сотрудников, работающих с электроустановками;
- сотрудников, которые производят погрузочные и разгрузочные работы.
Указанные перечни инструкций могут корректироваться в зависимости от специфики штатного расписания в конкретном образовательном учреждении. В обоих типах учреждений должны быть также утверждены инструкции по пожарной безопасности.
В состав кадрового документооборота школы должны входить журналы:
- учета инструкций по охране труда, а также выдачи соответствующих инструкций;
- регистрации инструктажей по охране труда;
- регистрации несчастных случаев.
Результаты проверки знаний сотрудников школы в области охраны труда фиксируются в протоколе заседания комиссии по проверке знаний, по правовой природе идентичном журналам регистрации инструктажей. В ГОСТ 12.0.004-2015 приведены рекомендуемые формы фиксации результатов обучения (формы А.1-А.6). Например, протокол заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда рекомендуется заполнять по форме А.1.
Скачать журнал учета инструкций по охране труда, по выдаче инструкций можно в статье «Журнал учета инструкций по охране труда — форма и образец».
Руководство школы, а также компетентные сотрудники образовательного учреждения должны будут оформить положения:
- о службе охраны труда;
- спецоценке условий труда;
- комиссии по проверке знаний в области охраны труда;
- расследовании и учете несчастных случаев;
- разработке, учете и использовании инструкций по охране труда;
- проведении инструктажей в области охраны труда.
См. дополнительно:
- «Положение об аттестации работников — образец»;
- «Положение о системе управления охраной труда – образец».
Кадровой службе школы потребуется составить ряд планов:
- мероприятий по охране труда;
- противопожарных мероприятий.
Обновление правил по охране труда и спецоценке в 2021 году
Руководство школы, а также компетентные сотрудники образовательного учреждения должны будут оформить положения:
- о службе охраны труда;
- спецоценке условий труда;
- комиссии по проверке знаний в области охраны труда;
- расследовании и учете несчастных случаев;
- разработке, учете и использовании инструкций по охране труда;
- проведении инструктажей в области охраны труда.
См. дополнительно:
- «Положение об аттестации работников — образец»;
- «Положение о системе управления охраной труда – образец».
Кадровой службе школы потребуется составить ряд планов:
- мероприятий по охране труда;
- противопожарных мероприятий.
Президент России подписал Федеральный закон от 22.11.2021 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Поправки касаются электронного документооборота (ЭДО) в сфере трудовых отношений. Закон направлен на упрощение оформления кадровых документов. Как сказано в пояснительной записке, соискатель сможет подобрать себе работодателя из другого региона, дистанционно пройти собеседование и заключить трудовой договор.
Обязанности перейти на ЭДО пока нет, каждый работодатель сможет решить этот вопрос по своему усмотрению. В случае перехода работодателям не нужно дублировать электронные документы на бумажном носителе. Все взаимодействие с работниками будет происходить в электронной форме при использовании электронных подписей.
В электронном виде работник сможет знакомиться с внутренними документами работодателя, заключать трудовой договор, подавать заявления работодателю и пр. Заявления и уведомления, направленные работником через систему автоматизации документооборота (СЭД), будут считаться полученными работодателем на следующий рабочий день после их направления.
Для внедрения ЭДО работодатель сможет использовать портал «Работа в России» или свою собственную информационную систему. Но ЭДО через портал «Работа в России» будет существенно проще и дешевле – для подписания документов будет достаточно ЭЦП, оформленной на портале госуслуг.
Для перехода к ЭДО в первую очередь необходимо будет разработать локальный нормативный акт, в котором указать:
- сведения об используемой системе ЭДО;
- порядок доступа к ней;
- перечень электронных документов и перечень категорий работников, в отношении которых осуществляется электронный документооборот;
- дата введения ЭДО;
- срок уведомления работников о введении;
- сроки подписания работником электронных документов и (или) ознакомления с ними с учетом рабочего времени работника, периодичность такого подписания и ознакомления;
- порядок проведения инструктажа работников (при необходимости);
- исключительные случаи, при которых допускается оформление документов на бумажном носителе.
Далее нужно будет уведомить каждого работника и получить письменное согласие на взаимодействие с ним через ЭДО. Если работник откажется, то придется продолжать оформление документов с ним в бумажной форме, причем безвозмездно. Однако законодатель рассчитывает, как и в случае с трудовыми книжками, в конце концов всех перевести в электронный формат. Поэтому сотрудники, принимаемые на работу после 31.12.2021 или не имеющие до этой даты трудового стажа, обязаны использовать ЭДО, их согласие получать не требуется.
Документы по общим вопросам организации охраны труда
Пункт 15 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: оценки, выявления и управления профессиональными рисками. В настоящей редакции только оценки уровней профессиональных рисков.
Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ
Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в электронном виде, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем проставления подписи, подписания в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке
Это самое масштабное изменение: станет возможным утверждать отчет по СОУТ с помощью электронной подписи (ЭЦП).
Подпункт «и» пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (вступает в силу с 1 марта 2023 года)
В информационную систему учета (ФГИС) помимо результатов СОУТ необходимо подгружать и результаты оценки профессиональных рисков.Пока нет четкого понимания, как будет производиться передача данных работодателями, которые сами провели оценку рисков. Ожидается, что этот подпункт будет дополнен до 2023 года.
Подпункт «д» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
Для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения:
- об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в национальной системе аккредитации, в том числе уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц.
Введен уточняющий момент о наличии во ФГИС уникального номере записи об аккредитации, который является подтверждением соответствия лаборатории критериям аккредитации (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ).
Подпункт «з» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
Кроме того, для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения:
- сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 части 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона:
- Сведения о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории;
- Сведения об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
В действующей редакции данных сведений нет.
Более того, данная информация будет подаваться организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с использованием информационной системы учета (ФГИС СОУТ), в течение 10 рабочих дней со дня наступления случаев, указанных части 1.1. статьи 19 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. (Абзац первый части 1.1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ)
Статья 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
- Сертификат эксперта будет электронным.
- Сертификат можно будет сформировать в автоматическом режиме средствами ФГИС СОУТ.
На данный момент сертификат выдается на бумажном носителе.
Статья 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
Появляется возможность формирования в автоматическом режиме выписок из реестра организаций, проводящих СОУТ, а также из реестра экспертов.
В порядке регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, кардинальных изменений нет, уточняются лишь некоторые моменты:
1. Подается заявления о регистрации реестре с приложением документов (возможна подача заявления в виде электронного документа, подписанного ЭЦП);
2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации;
3. Принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре;
4. Министерство труда и социальной защиты РФ информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения;
5. Производится регистрация организации в реестре осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.
- привлечения организации к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;
- приостановления действия аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, являющейся структурным подразделением организации;
- выявления фактов использования при проведении измерений не аттестованных методик, а также средств измерений с истекшим сроком поверки;
- выявления ф��ктов несоблюдения требований к организациям, проводящим СОУТ.
Когда причины, послужившие основанием для приостановления деятельности организации, проводящей СОУТ, устранены, Минтруд РФ принимает решение о внесении в реестр записи о возобновлении деятельности организации по проведению специальной оценки условий труда и вносит в реестр такую запись в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве.
- прекращение осуществления деятельности, включая ликвидацию или реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования);
- прекращение осуществления деятельности в области специальной оценки условий труда;
- прекращение действия аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации;
- прекращение срока действия либо аннулирование сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, которое приведет к нарушению требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона “О специальной оценке условий труда”;
- неустранение причин, послуживших основанием для приостановления деятельности организации (наличие не менее 5 экспертов, наличие аккредитованной лаборатории и др.) в течение 6 месяцев со дня принятия решения о приостановлении деятельности;
- по решению суда.
Документация по охране труда в школе за 2021 год — скачать
Данный приказ не имеет стандартного унифицированного образца, но, несмотря на это, он не должен вызвать особых затруднений при составлении. Он может быть написан как в произвольном виде, так и по разработанному внутри предприятия шаблону (который должен быть утвержден в его учетной политике).
Приказ должен в обязательном порядке содержать в себе ряд необходимых сведений:
- данные о компании,
- номер и дату составления,
- должность и фамилию ответственного лица,
- полный список функций, которые на него возлагаются в рамках охраны труда на предприятии.
При необходимости в приказе может быть дана ссылка на приложение (например, должностную инструкцию).
- Вначале посередине строки пишется полное наименование организации, затем ниже слово «Приказ» и его номер по внутреннему документообороту компании.
- Далее указывается населенный пункт, в котором зарегистрирована фирма и дата составления приказа.
- Следующая часть основная: первым делом здесь указывается основание для приказа. В данном случае это выполнение Трудового кодекса РФ в части организации охраны труда и безопасности на производстве (при желании можно указать точную ссылку на номер статьи закона).
- Далее идет собственно приказ, в котором указываются:
- ответственные за охрану труда лица (должности, фамилии-имена-отчества),
- их функциональные обязанности (в подробностях),
- размер надбавки к окладу (цифрами и прописью),
- заместители.
- В завершение документ подписывается руководителем.