Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могу ли я отказаться от инвалидности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Серьезные заболевания и патологии вызывают ограничения во многих сферах жизни и как следствие ограничения в труде. Человек, неспособный в полной мере работать и обеспечивать себя сам, имеет право на получение льготного статуса.
В законе РФ определены ситуации, когда назначается бессрочная группа после первой проверки.
Пожизненная справка освобождает инвалида от следующих обязательств:
- регулярное посещение врача;
- прохождение медико-социальной экспертизы;
- проведение диагностик;
- сдача анализов.
Отмена обязательных медицинских манипуляций облегчает жизнь тяжелобольного гражданина.
Для прохождения комиссии, которая должна назначить бессрочный статус, льготник должен совершить определенные действия:
- Подтвердить состояние организма, для этого требуется сдать анализы и пройти все требуемые диагностики.
- Подготовить пакет необходимых документов.
- Получить направление на МСЭ, в котором определена дата прохождения осмотра.
- Пройти экспертизу одним из возможных способов.
- Ожидать решения комиссии. Как правило справку выдают в день освидетельствования.
При каких заболеваниях пациенту оформляют нетрудоспособность
Порой больные обращаются к психиатру с просьбой оформить пенсию. Они сообщают о невозможности трудоустроиться, интересуются льготами, а также тем, при каких болезнях дают инвалидность. Комиссия принимает решение о направлении на МСЭ не всех лиц, наблюдающихся у психиатра. Например, пациент с неврозом не может рассчитывать на признание его утратившим трудоспособность. Однако при выраженности симптомов болезни он может пройти обследование для смены диагноза и проведения трудовой экспертизы.
Основная масса инвалидов по психическому заболеванию страдает такими расстройствами:
- шизофрения;
- аутизм;
- олигофрения (умственная отсталость);
- органические поражения головного мозга;
- деменция (слабоумие);
- эндогенные аффективные расстройства.
Как уже упоминалось, на данный момент нет способов вылечить это психическое расстройство полностью. Но есть и хорошие данные: до 30% больных долгие годы чувствуют себя нормально, так как период улучшения состояния у них стабильный и длительный.
Вовремя начатое лечение, в котором используются фармакологические препараты, помогает купировать приступы, уменьшить их количество, ослабить или вовсе устранить симптоматику.
Современные психотропные препараты сократили неблагоприятные течения шизофрении в 3 раза, а рецидивы у тех, кто их принимает, сокращаются в 2 раза.
Длительные периоды ремиссии, поддерживаемые медикаментозно, позволяют больному находиться в семье и обществе, работать и т. д., то есть вести нормальный образ жизни. Поэтому существует очень много людей, которые перенесли всего один приступ и, благодаря врачам, сохранили прежний уровень существования.
У ряда пациентов, к сожалению, развивается хроническая форма шизофрении. Для нее характерны частые приступы, которые становятся все тяжелее. Человек теряет социальную адаптацию, работоспособность.
Существует и еще одна третья категория шизофреников. У них рецидивы происходят периодически, с отрезком в несколько месяцев или лет. В промежутке между ними они могут восстановить обычные навыки и жизнедеятельность.
Следует понимать, что при этом психическом заболевании необязательно сильно страдает личность. Глубокая ее деформация возможна лишь при тяжелых формах, когда больной не способен выполнять простые действия и общаться.
Как научиться жить с шизофренией
Если лечение было начато вовремя, проведено правильно, преодолен реабилитационный период, то нужно принять меры, чтобы не впасть в отчаяние и продлить себе жизнь. Вот несколько советов:
- Принять диагноз как должное. Не нужно самоизолироваться, избегать общения и социума. Нужно жить в ладу с родными, не усложнять им жизнь. Хорошо, если они адекватно оценивают состояние родственника и поддерживают его.
- Устранить тревогу, навязчивые страхи, поддержать стабильное состояние помогут здоровый рацион, режим сна, спорт.
- Отличный вариант – хобби. Занятие любимым делом, творчеством не оставит места для посторонних голосов и дурных мыслей о своей тяжелой доле.
- Никакого алкоголя! Его употребление вызывает агрессию и приводит к другим негативным последствиям. В запрет входят также табакокурение и наркотики.
- Избегать стрессовых ситуаций. Успокоиться и поднять настроение можно чтением книг, прослушиванием спокойной музыки, просмотром позитивных фильмов.
- Неплохо бы освоить такие техники, как йога и медитация. Они помогут управлять психикой и физиологией, контролировать себя, избавиться от галлюцинаций, хорошо расслабиться.
Сейчас существуют группы взаимопомощи для носителей шизофрении и их семей. В них не участвуют специалисты: психологи и психотерапевты. Простые люди, связанные одной бедой и проблемами, утешают, поддерживают друг друга, делятся опытом, что дает заметный психотерапевтический эффект. Между ними завязываются знакомства, крепкие связи, они перестают быть изолированными, часто общаются между собой.
Такие группы сообща выступают с разными инициативами, к примеру, они борются против дискриминации людей с психическими заболеваниями, ратуют за увеличение количества медицинских учреждений с общественными программами по уходу за больными шизофренией и т.д.
И стоит еще раз упомянуть, что в последние годы учеными и медиками разработаны новые препараты и методики лечения людей, страдающих этим расстройством психики, что позволяет давать улучшенные прогнозы. Хоть пока шизофрения и остается заболеванием, от которого полностью избавиться невозможно, некоторые пациенты все же могут жить полнокровной жизнью.
ВРЕМЕННАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ
Если при очередном переосвидетельствовании клинические, диагностические обследования, заключения медицинских специалистов подтверждают улучшение функционального состояния больного, то группу снимают. Временную инвалидность пожилым пациентам редко назначают по причине развития патологии, так как восстановление их здоровья в полной мере не представляется возможным. Возрастные изменения постепенно затрагивают все системы организма, уровня улучшения в их самочувствии обычно недостаточно для лишения особого статуса.
При получении определенных травм дисфункции не всегда являются необратимыми. Группу дают на время, необходимое для восстановления трудоспособности человека. Если пенсионер работает, то на основании полученной справки о временной нетрудоспособности предприятие должно оформить больничный на период до следующего переосвидетельствования.
На повторной оценке состояния здоровья человека комиссия выдает заключение о продлении или аннулировании группы. Если функции организма восстановились до уровня, при котором пенсионер не нуждается в социальной защите, то инвалидность снимают.
Комиссию в этом случае созывают по запросу инвалида, медицинского учреждения, ведущего лечение больного. Досрочное переосвидетельствование возможно провести не ранее, чем за 2 месяца до очередного подтверждения полной или частичной нетрудоспособности человека.
Инвалидность при этом снимают в следующих случаях:
-
выявление ошибок, недочетов в представленной ранее документации;
-
улучшение состояния здоровья пациента, которое подтверждено заключениями специалистов.
Детский/атипичный аутизм, синдром Ретта или синдром Аспергера
Категория «ребенок-инвалид» присваивается, если одновременно:
- в патопсихологическом синдроме доминирует выраженная психопатологическая симптоматика, сказывающаяся на поведении, затрудняющая адаптацию, характеризующаяся более сложными формами аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях;
- речь ребенка «штампованная», «стереотипная»;
- когнитивное функционирование, интеллектуальные и социально-коммуникативные интеракции умеренно нарушены/не сформированы по сравнению с возрастной нормой;
- обучение и получение образования возможно в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, в том числе часто при соблюдении индивидуального режима процесса обучения (обучения на дому) с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
- ребенок нуждаются в психолого-педагогической коррекции и психосоциальном сопровождении.
Категория «ребенок-инвалид» присваивается, если одновременно:
- патопсихологический синдромом характеризуется выраженным проявлением замещения адекватного взаимодействия и восприятия окружающей действительности на специфические способы восприятия с выраженной тенденцией к изоляции;
- имеет место выраженная психопатологическая симптоматика, сказывающаяся на поведении, значительно затрудняющая адаптацию, характеризующаяся выраженным снижением уровня целенаправленности психической деятельности и расстройствами поведения с тенденцией к формированию простейших стереотипных реакций и речевых штампов;
- при адекватной длительной коррекции ребенок может освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения, которое возможно только по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения, в виду его нуждаемости в постоянной психолого-педагогической коррекции и психосоциальном сопровождении;
- когнитивное функционирование, интеллектуальные и социально-коммуникативные интеракции выражено нарушены/не сформированы по сравнению с возрастной нормой.
Также категория «ребенок-инвалид» присваивается, если одновременно:
- патопсихологический синдром характеризуется значительно выраженными, глубокими нарушениями социально-коммуникативного поведения и значительно выраженной психопатологической симптоматикой, обусловливающими вторичную интеллектуальную недостаточность в сочетании со специфическими поведенческими проявлениями в виде полной отрешенности от происходящего вокруг, при возможных частых проявлениях аутоагрессии, случаях самоповреждения, полевого характера поведения, мутизма, агрессивных поведенческих проявлений, отсутствии сформированных адаптивных форм взаимодействия (контактов) и восприятия окружающей действительности при отсутствии потребности в них;
- самообслуживание ребенку недоступно, при значительно выраженных трудностях обучения, которое возможно лишь на уровне усвоения элементарных навыков и умений в привычной бытовой сфере;
- значительно выраженное нарушение (несформированность) когнитивного функционирования и интеллекта на фоне некурабельного (не поддающегося лечению), тотального отсутствия социально-коммуникативных интеракций, в прогностическом отношении является крайне неблагоприятным и требует постоянного психосоциального сопровождения.
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
К данной категории относятся фобические и другие тревожные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, реакция на тяжелый стресс, нарушения адаптации, диссоциативные (конверсионные)/соматоформные и другие невротические расстройства.
I группа инвалидности присваивается при невротическом или патохарактерологическом развитии личности со значительно выраженной истероконверсионной симптоматикой (истерический амавроз, истерический псевдопаралич нижних конечностей и др.), при необходимости постоянного ухода и надзора.
II группа инвалидности присваивается при стойких выраженных обсессивно-фобических/истероконверсионных/сенесто-ипохондрических и других расстройствах, достигающих степени невротического или патохарактерологического развития личности, приводящих к дезадаптации в основных сферах жизнедеятельности.
III группа инвалидности присваивается при стойких умеренных истероипохондрических/обсессивно-фобических/сенесто-ипохондрических/астено-депрессивных и других синдромах, затрудняющих социальную адаптацию.
В чем причины возникновения шизофрении?
Шизофрения – весьма распространенное психическое заболевание. Характерными для шизофрении являются нарушения восприятия и мышления. Сопровождается эмоционально-волевыми расстройствами, а также поведением, которое существенно отклоняется от нормы. Предложил термин «шизофрения» Блейлер – швейцарский психопатолог.
Шизофреноподобные симптомы были зафиксированы еще в 2000 году до нашей эры. Медики, принадлежащие к разным эпохам, периодически описывали симптомы, напоминающие шизофреническое расстройство. Даже Авиценна в своем труде «Медицинский Канон» описал психическое расстройство, которое напоминало шизофрению.
Более детально разбирать шизофрению начали только под конец 19 века. Крепелин – немецкий психолог – наблюдал за подростками, которые страдали различными психозами. Позже именно он установил, что у всех пациентов на определенном этапе возникает состояние особого слабоумия. Тогда оно было названо «ранним слабоумием». Другие психиатры постепенно расширяли информацию о возникающих симптомах, исходах этого заболевания. Блейлер предположил и позже доказал, что расстройство может возникать не только в подростковом возрасте, но и в более зрелом. Позже также доказали, что характерной чертой шизофрении является не слабоумие, а нарушение единства психики. Концепцию поддержали многие психиатры.
Как диагностировать шизофрению
Диагноз может быть поставлен лишь после того, как заболевание будет длиться дольше полугода. Обязательным условием является нарушение трудоспособности, а также нарушения социальной адаптации.
Для того, чтобы установить у пациента шизофрению, сперва необходимо исключить вероятность развития аффективных расстройств, наркотической зависимости, алкоголизма, которые также могли вызвать психопатологическую симптоматику. Весьма проблематично отличить кататоническую и параноидную шизофрению от инфекционных, соматогенных, токсических и травматических психозов, которые протекают длительное время.
Определить шизофрению помогают ее специфические клинические проявления:
— Эмоциональная тупость.
— Волевые расстройства.
— Нарушения стройности мышления.
— Суицидальное поведение у шизофреников
Под суицидальным поведением стоит понимать действия, направленные на добровольное лишение себя жизни. В разрезе шизофрении о суицидальном поведении можно говорить лишь в том случае, если человек идет на них вполне осознанно. Больной не должен находиться в психотическом состоянии, а также не иметь ярко выраженных дефектов личности. В противном случае, такое поведение может классифицироваться как аутоагрессивное.
Как показывает статистика, около половины людей с шизофренией за двадцатилетний период протекания болезни пытались покончить жизнь самоубийством. Но лишь десять процентов закончились летально. Суицидальное поведение – весомая причина обращения к психологу. Наилучшим вариантом станет госпитализация пациента.
Типы помощи в медицинских учреждениях
На данный момент вид помощи у врачей вышеописанного диспансера может заключаться в следующем:
- Помощь консультативного характера. Такой вид помощи оказывается в той ситуации, когда человек сам решил прийти в учреждение. Для оказания такого вида помощи человек должен согласиться, и его согласие должно иметь письменную форму. Если человеку меньше 15 лет, ставить роспись на документе имеют право его родители либо опекающие лица. Если больной не посещает диспансер для получения вышеописанного вида помощи, его карточка отправляется на хранение в архив.
- Динамическое диспансерное наблюдение. Такой тип помощи подразумевает прохождение ежегодной проверки. Зачем это нужно? Не всегда до конца понятно, выздоровел больной окончательно, или это временное улучшение. В таких ситуациях собирается консилиум, который и решает, действительно ли пациент болен, либо может констатировать факт излечения.
Индивидуальная программа реабилитации
По результатам заседания МСЭ инвалиду на руки выдается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Это документ, который содержит перечень мер, направленных на его реабилитацию. Комплекс мероприятий разработан комиссией МСЭ на основании результатов исследования состояния психического здоровья инвалида, с учетом его реабилитационного потенциала.
В программе содержатся основные рекомендации, данные врачами, по вопросам требуемой медицинской и социальной помощи инвалиду, организации условий его труда и обучения, рекомендации по определению инвалида в специализированное учреждение (например, дом-интернат). Также инвалид может получать помощь квалифицированных специалистов в том медицинском учреждении, в котором наблюдался ранее. В ИПР оговорен объем психологической и социальной помощи с указанием количества плановых госпитализаций инвалида.
Неотъемлемой частью ИПР является пункт о потребности инвалида в технических средствах реабилитации (кресла-каталки, слуховые аппараты и т.п.), в средствах гигиены (например, подгузники при недержании мочи, кала или ограниченности в движениях). ИПР носит рекомендательный характер.