Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно переключать передачи на мотоцикле?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде всего, вы должны знать, что на мотоцикле скорость задается с левой стороны двигателя. Он управляется ногой с помощью рычага, называемого «селектором». Это давление на последний, что позволяет переключать передачи.
Переключения без сцепления
Коробка мотоцикла устроена таким образом, что позволяет переключаться вверх без сцепления на любых оборотах. Одним из способов переключения передач вверх без сцепления является кратковременное снижение тяги с помощью ручки газа. Вам необходимо быстро закрыть и открыть ручку газа и одновременно толкнуть лапку переключения передач вверх. Если вы сделали это одновременно и быстро то коробка переключится вверх без использования сцепления. Другим способом является использование устройства быстрого переключения, в разрыв тяги лапки переключения устанавливается датчик, подключенный к блоку управления зажиганием. Во время переключения вверх тяга давит на датчик, датчик передает команду блоку управления зажиганием, а блок отключает зажигание на запрограммированное заранее время, зависящее от оборотов мотора (обычно, не больше чем на 50 миллисекунд), тяга мотоцикла падает и коробка перещелкивается вверх.
Существует масса мифов относительно переключения передач. Простые правила:
- чем быстрее переключаетесь тем меньше вы изнашиваете сцепление;
- чем выше обороты тем быстрее вы переключаетесь;
- можно и нужно тормозить передачами;
- можно уходить с 5 ой на первую передачу (понимая зачем это нужно и что за этим последует);
- можно и нужно переключаться на высоких оборотах;
- переключение передач без сцепления незначительно изнашивает вилку и копирный вал.
Передачи на мотоцикле. Принципы переключения.
Для начала разберёмся, зачем вообще переключать передачи на мотоцикле. По сути, переключение передач позволяет подстроить скорость вращения коленвала двигателя под скорость вращения ведущего колеса. Соответственно, вопрос “Какую мне выбрать передачу для данной скорости?” можно переформулировать как “Какие обороты двигателя мне выбрать для данной скорости?”. На практике это выглядит так:
- Если обороты слишком высокие – мы переключаемся вверх.
- Если наоборот, слишком низкие – то вниз.
Правильно переключайте передачи на мотоцикле в ретроградном или неподвижном режиме.
Вы хотите остановиться? Чтобы не злоупотреблять вашей тормозной системой, а затем и коробкой передач, вы должны сначала переключиться на пониженную передачу.
Что нужно помнить при переключении передач
Мотоциклетная передача не переключается плавно — одна из обычных проблем, связанных с мотоциклетными передачами.
Основными причинами проблем с переключением передач являются проблемы с тросом сцепления, моторным маслом, цепью, а также шестернями и самой штангой переключения передач. Если ваша передача не переключается ни вверх, ни вниз, то есть проблема в любой из этих трех вещей.
Недостаточное провисание сцепления или слишком сильное провисание троса. Уровень масла / смазочного масла низкий, или вы действительно использовали некачественное масло.
Трансмиссия Зубчатая трансмиссия, инородный предмет врезался в шестерню.
Цепь расшатана, шестерни цепи изношены.
Переключение передач вверх со сцеплением
Для того чтобы понять технику переключения вверх проведите следующий эксперимент. Двигайтесь на второй передаче со слегка открученной ручкой газа. Теперь не закрывая ручку газа — выжмите сцепление — вы увидите как моментально обороты поднимутся. Закройте ручку газа. Когда пропадает нагрузка в виде заднего колеса — ничто не мешает мотору раскручиваться и обороты стремительно возрастают. Именно поэтому скорость в переключении передач играет важную роль. Если вы переключаетесь быстро, то вы можете не закрывать ручку газа, в момент когда сцепление выжато, обороты поднимаются и тут же происходит переключение передачи вверх и возвращение сцепления. Если вы это делаете быстро, то обороты поднимаются всего лишь на 1000-1500 чтоб обеспечивает оптимальные условия для переключения вверх со сцеплением.
Для переключение передач вверх со сцеплением необходимо быстро выжать сцепление переключиться вверх и отпустить сцепление таким образом чтобы обороты на которых включается следующая передача не превышали обороты передачи с которой вы переключаетесь более чем на 1500. Если вы делаете это медленно — вам необходимо закрывать ручку газа в момент когда выжато сцепление, если быстро — можно удерживать ручку в прежнем положении или едва закрывать ручку. Важным критерием являются обороты на которых вы начали переключаться вверх и разницу между оборотами с которых вы выжали сцепления и на которых отпустили сцепление — разница не должна превышать 1000 — 1500 оборотов. С практикой, переключение передач станет получаться автоматически и не будет требовать внимания.
Новичкам вниз переключаться довольно тяжело и не совсем понятно. Вероятность того что заднее колесо неожиданно заблокируется — велика. Поэтому производители мотоциклов уже около 10 лет устанавливают в сцепления большинства мотоциклов так называемый ограничитель момента. Ограничитель момента не стоит путать с проскальзывающим сцеплением, используемом на гоночных мотоциклах. Основное отличие в том, что ограничитель срабатывает на недовыжатом сцеплении, а именно — в момент времени когда вы отпускаете сцепление. Так если вы разгонитесь на второй передаче, выжмите сцепление, опустите обороты мотора и теперь отпустите сцепление то за доли секунд до того как рычаг опустится сработает ограничитель момента. Ограничитель предназначен для борьбы со «прыганием» заднего колеса если вы ошиблись с оборотами на которых вы переключаетесь вниз или вверх. Запомните — ограничитель не работает с полностью отпущенным сцеплением и не является панацеей против блокировки заднего колеса.
Переключение передач вверх со сцеплением
Для того чтобы понять технику переключения вверх проведите следующий эксперимент. Двигайтесь на второй передаче со слегка открученной ручкой газа. Теперь не закрывая ручку газа — выжмите сцепление — вы увидите как моментально обороты поднимутся. Закройте ручку газа. Когда пропадает нагрузка в виде заднего колеса — ничто не мешает мотору раскручиваться и обороты стремительно возрастают. Именно поэтому скорость в переключении передач играет важную роль. Если вы переключаетесь быстро, то вы можете не закрывать ручку газа, в момент когда сцепление выжато, обороты поднимаются и тут же происходит переключение передачи вверх и возвращение сцепления. Если вы это делаете быстро, то обороты поднимаются всего лишь на 1000-1500 чтоб обеспечивает оптимальные условия для переключения вверх со сцеплением.
Для переключение передач вверх со сцеплением необходимо быстро выжать сцепление переключиться вверх и отпустить сцепление таким образом чтобы обороты на которых включается следующая передача не превышали обороты передачи с которой вы переключаетесь более чем на 1500. Если вы делаете это медленно — вам необходимо закрывать ручку газа в момент когда выжато сцепление, если быстро — можно удерживать ручку в прежнем положении или едва закрывать ручку. Важным критерием являются обороты на которых вы начали переключаться вверх и разницу между оборотами с которых вы выжали сцепления и на которых отпустили сцепление — разница не должна превышать 1000 — 1500 оборотов. С практикой, переключение передач станет получаться автоматически и не будет требовать внимания.
Новички всегда испытывают проблемы со стартом на мотоцикле, а также последующим переключением передач. Ведь основной вопрос заключается в том, когда следует включать 1, 2, 3 и последующие скорости при движении. Для первой передачи оптимальным старт будет установлен на уровне 3 тысяч оборотов.(Плавно отпускаете сцепление) Они должны увеличиваться равномерно при одновременном стравливании сцепления. При повышении или понижении скорости надо следить за тем, чтобы обороты быстро не взвинчивались вверх. По этой причине следует выполнять все максимально слажено. Рост будет оптимальным до 1-1,5 тысячи оборотов. Если переключение будет осуществляться на низких оборотах, возникнет необходимость в перегазовке. Лучше всего все действия выполнять на высоких оборотах, в районе -3 000 от максимальной отсечки. Действия выглядят следующим образом:
Выжимается рычаг сцепления и в один момент нажимается рычаг переключения передач левой ногой. После включения первой передачи, планомерно добавляется газ путем прокручивания ручки, а сцепление медленно отпускается.
При помощи носка левой ноги рычаг приподнимается вверх до характерного щелчка на 2-ю и последующие скорости. Некоторые «асы» производят переключение более простым способом: слегка приподнимают носком рычаг и сбрасывают газ. Но для этого нужен определенный опыт для плавности. В противном случае срок службы сцепления из-за повышенного износа значительно сократится.
Может возникнуть необходимость включения пониженной передачи. После сброса газа примерно на 2 000 – 3 000 оборотов путем торможения, следует выжать сцепление и выполнить переключение скорости вниз. Так можно продолжать до тех пор, пока не будет включена нейтраль. Плавные действия будут только в том случае, когда действующие обороты будут меньше примерно на 500 – 1 000 оборотов пониженной передачи.
Иначе будет ощущаться рывок.
ВАЖНО: На передачах с 4 по 6 можно передвигаться довольно быстро и на максимальных скоростях. Но тронуться с них с места будет невозможно. Причина заключается в отсутствии необходимой силы передаваемой на колеса.
Для того чтобы понять, чего стоит опасаться при переключении вниз, проделайте простое упражнение: разгонитесь на второй передаче и полностью закройте ручку газа, во время торможения двигателем выжмите сцепление и катитесь с выжатым сцеплением, вы увидите что обороты мотора опустятся до холостого хода, теперь, если вы отпустите сцепление произойдет резкий толчок, вплоть до временной блокировки заднего колеса — мотоцикл попытается раскрутить мотор с оборотов холостого хода до оборотов на которых сейчас движется мотоцикл. Если вы поднимите обороты в момент когда отпускаете сцепление то толчок будет менее ощутим, а если обороты мотора совпадут со скоростью, на которой движется мотоцикл на второй передаче — рывка и вовсе не будет.
Когда вы переключаетесь вниз необходимо либо делать это быстро на закрытой ручке газа, чтобы не дать оборотам мотора опуститься, либо использовать перегазовку — т.е. в момент переключения вниз добавлять газ.
Итак — быстро выжмите сцепление, быстро щелкните передачей вниз — быстро отпустите сцепление. Если вы делаете это медленно, то мы рекомендуем использовать перегазовку — т.е. в момент когда сцепление выжато и обороты начинают опускаться до оборотов холостого хода — кратковременно, резко поднимите обороты и переключившись вниз отпустите сцепление. Цель — обороты на которых включается передача ниже должны быть либо такими же либо на 1500 выше чем обороты с которых вы переключаетесь.
Зачем нужно переключать передачи
Трансмиссия или механизм передачи крутящего момента от двигателя к колесам – необходимый элемент всех двигателей внутреннего сгорания. Это связано с особенностями работы двигателя, с его тяговой характеристикой.
Физические основы движения транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания таковы:
- большой крутящий момент обладает большим импульсом – он идеален для преодоления сопротивления при старте;
- при прямолинейном равномерном движении на скорости большой крутящий момент на мотоцикле не эффективен.
И наоборот: выигрывая в скорости и снижая крутящий момент, мы начинаем проигрывать в силе. Если, например, после равномерного скоростного движения мы начнем подъем в гору, то сопротивление движению усилится. Как следствие – обороты двигателя начнут падать, небольшой крутящий момент уменьшится, и двигатель заглохнет. Чтобы этого не произошло, нужно увеличить крутящий момент.
Как понять когда нужно переключать передачу на мотоцикле?
Перемещение рычага скоростей — Переключение передач надо осуществлять достаточно резко, чтобы не происходило слишком резкого повышения числа оборотов двигателя. Оптимальным считается рост в полторы тысячи оборотов. Если же переключение осуществляется медленно, в таком случае ручку акселератора необходимо закрывать.
Повышение передачи следует делать на повышенных оборотах, на пониженных придется «перегазовывать». Некоторые модели мотоциклов имеют возможность менять скорости без нажатия сцепления. Причем, делать это можно на любых оборотах. Такой способ подразумевает под собой понижение «устремления» на небольшой интервал ручкой акселератора.
Параллельно происходит повышение передачи. Конечно, для того, чтобы безошибочно производить подобные манипуляции, необходим опыт, но он довольно быстро нарабатывается при упорном старании научиться правильно переключать передачи.
Можно ли переключать передачи с 4 на 2?
5-3-1: пропуск передач на МКПП – это нормально — Кто на «механике» не ездил, тот автомобилистом настоящим не стал. Я свято в это верю и знаю, что любой автогонщик или просто опытный автовладелец придерживается того же мнения. Сложно представить, что, не поняв, не прочувствовав собственноручно работу такой важнейшей составляющей автомобиля как механическая КПП, можно утверждать, что человек в полной мере осознает физику поведения машины.
* *Имеются ввиду не праздные поездки по дороге на работу или в магазин, а именно тренировки по контраварийному вождению. В равных условиях автомобиль лучше «поймет» водитель, управлявший им именно на МКПП, потому что ему придется приложить больше усилий для осознания действий при выполнении фигур пилотажа.
Ученик с машиной на АКПП с такими проблемами сталкиваться не будет, все за него сделает «робот», что снизит эффективность обучения и понимание основ управления. Нюансы для такого человека будут закрыты. Так вот, то ли в связи с большим распространением автомобилей с автоматическими КПП, либо из-за появления большего количества молодых автомобилистов, не интересующихся устройством и физикой поведения своих машин, но на форумах, частенько можно встретить один забавный вопрос: можно ли переключаться, перескакивая через передачи? Смотрите также: Забудьте о выжиме сцепления при езде на механике накатом То есть, люди интересуются, ничего ли не отвалится от машины (не взорвется ли двигатель и не рассыплется ли трансмиссия), если они будут сбрасывать скорости на своей «механике» по принципу 6-4-2-1 или наоборот, переходить с первой на третью, к примеру, при разгоне.
Ответим сразу, ничего с элементами вашего автомобиля не случится, но только при нескольких важных условиях: 1. Понижать передачи через одну безусловно можно, однако перед таким тренингом нужно обязательно убедится, до какой скорости можно крутить двигатель на той или иной передаче, пока стрелка тахометра не упрется в красную зону или ограничитель оборотов и постараться это запомнить.
Вычислить скорость можно как практическим путем, раскрутив мотор до конца жёлтой зоны оборотов и замерив скорости на первых трех передачах (но этого делать не советуем, поскольку чревато штрафом, многие современные автомобили на третьей скорости выдают 120-130 км/ч, не на каждом скоростном платном шоссе стоят такие ограничения) или вычитать на тематических форумах по вашей модели автомобиля.