Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «10 ваших прав в наземном городском транспорте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для начала отметим, что порядок и правила перевозки багажа в автобусах регламентированы постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N112 «Об утверждении Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Что считается багажом, а что — ручной кладью
Нормы провоза ручной клади и багажа, в том числе бесплатного, может устанавливать каждый отдельный перевозчик, но они не должны противоречить требованиям, предусмотренным статьёй 22 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Багажом называют вещи, которые путешествуют отдельно от пассажира. В этом их главное отличие от так называемой ручной клади. Бесплатно вы можете взять одно место багажа и одно — ручной клади. Чтобы понять, сколько это, измерьте свой чемодан заранее: если сумма трёх величин (длины, ширины и высоты) не превышает 120 сантиметров, а вес не больше 30 килограммов, в норму провоза вы укладываетесь. Этот чемодан нужно будет сдать в багаж.
Если у вас несколько больших сумок, это дополнительный багаж. За отдельную плату можно перевозить сумки, имеющие параметры 100х50х30 сантиметров. Если автобус оснащён специальным багажным отделением, у вас примут два места багажа, каждое с параметрами 100х30х30 сантиметров. Вес каждого места не может быть выше 60 килограммов.
Ручная кладь — это небольшого размера сумка, которая поедет с вами в салоне. Эта сумка должна занимать не больше одного оплаченного вами места. Если не удаётся уместить её на коленях, в ногах или под впереди стоящим креслом, значит, это уже не ручная кладь, а багаж, и придётся сдать его в специальное отделение. Занимать соседнее место или ставить сумку в проходе запрещено правилами провоза.
За какой багаж нужно платить в автобусе
При наличии свободного места в багажном отделении автобуса и за отдельную плату Ecolines может принять от пассажира дополнительный багаж. Свободное место в багажном отделении определяет водитель на посадке, принимая во внимание общее количество пассажиров в автобусе, распределение по городам и другие факторы.
По правилам можно перевозить не более двух единиц дополнительного багажа на пассажира. В случае одной единицы дополнительного багажа его размеры не должны превышать 50х50х80 см, для двух единиц багажа размеры каждой единицы не должны превышать 40х50х50 см.
За каждую единицу дополнительного багажа с пассажира взимается плата в размере 20 EUR (до 30 кг). За каждую единицу багажа, параметры которой превышают 30 кг, с вас возьмут плату в размере 20 EUR. Оплатить можно в другой валюте – вам сделают расчет по банковскому курсу.
Сдавая багаж, пассажир должен иметь в виду, что на протяжении всего рейса доступ к личным вещам в багажном отделении закрыт.
При оплате дополнительного багажа пассажиру выдается квитанция об оплате, на основании которой пассажир может получить квитанцию строгой отчетности и кассовый чек в представительствах Ecolines. Дополнительный багаж без квитанции об оплате перевозить запрещено.
На каждую единицу перевозимого багажа наклеивается наклейка с номером, соответствующая наклейка с тем же номером вклеивается в билет пассажира. Выдача багажа осуществляется только при предъявлении пассажиром соответствующей багажной наклейки.
При посадке и высадке пассажиров из автобуса используются только служебные двери. Кроме них транспортное средство должно быть оборудовано запасным выходом и аварийными люками. Они предназначены для использования, только если во время движения или стоянки возникла опасность для жизни и здоровья пассажиров, например пожар.
Каждая дверь, которая имеется в транспортном средстве, должна с легкостью открываться изнутри. Местонахождение запасного выхода должна быть обозначено надписью — «Запасной выход», а аварийного – «Аварийный выход».
Маломестные автобусы должны иметь минимум двое дверей. В автобусах с большой вместимостью количество выходных дверей должно быть больше. Конкретное их количество зависит от наличия пассажирских мест, которыми оборудовано транспортное средство.
Контроль за оплатой проезда в течение маршрута движения осуществляет кондуктор или водитель. Если это возложено на водителя, то посадка и высадка пассажиров осуществляется через переднюю дверь и только после полной остановки движения автобуса.
Оформление сдачи на хранение найденных вещей
127. Найденные вещи подлежат обязательной сдаче по окончании рейса, смены начальнику (дежурному) автовокзала (автостанции), а при отсутствии их — дежурному диспетчеру автотранспортной организации.
128. Начальник (дежурный) автовокзала (автостанции) или дежурный диспетчер автотранспортной организации обязан в присутствии лица, доставившего найденные вещи, составить акт в двух экземплярах.
129. На автовокзалах (автостанциях), в диспетчерских автотранспортных организаций должно быть по две книги бланков актов.
При отсутствии одной из книг актов оформление очередной сдачи найденных вещей производится по второй книге.
Указанные книги выдаются бухгалтерией автотранспортной организации, где они учитываются в забалансовых счетах как бланки строгой отчетности.
130. После составления акта вещи подлежат сдаче на склад забытых вещей под расписку кладовщика на обоих экземплярах акта, один из которых остается в книге актов, а другой передается кладовщику вместе с вещами.
131. Начальник (дежурный) автовокзала (автостанции) или дежурный диспетчер автотранспортной организации обязаны дать пассажиру соответствующее разъяснение по вопросу, касающемуся розыска утраченных им вещей.
Общие правила перевозки ручной клади и багажа
По действующему законодательству России (Статья 22 ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»), каждый пассажир имеет право без дополнительной оплаты провезти в автобусе одно место ручной клади, если его вес не првышает 20 кг., а габаритные размеры по сумме длинны, ширины и высоты не более 120 см. (например, 60 см. х 40 см. х 20 см.). Например, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.
Если вес или размеры ручной клади превышают указанные параметры, пассажиру следует на багаж приобрести дополнительный билет. Размер оплаты устанавливается перевозчиком. По закону габаритные размеры по сумме длинны, ширины и высоты не более 180 сантиметров, а количество багажа — не более двух мест (Статья 22 ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).
Это право закреплено в ст. 24 Устава автомобильного транспорта. На практике это означает, что водитель не может препятствовать поездке пассажира, если в салоне есть свободные места, а пассажир не нарушает правила перевозки (например, на нем нет пачкающей одежды, он не отказывается платить, и так далее). Под «свободными местами» понимаются как сидячие, так и стоячие. Если возникают спорные ситуации, необходимо обратиться к техническим характеристикам автобуса, в них должно быть указано количество тех и других мест.
Это правило особенно актуально для регионов, где работают маршрутные такси, так как некоторые водители могут весьма вольно распоряжаться местами, придерживать их для определенных людей или в принципе не сажать пассажиров, например, рядом с собой.
Длина, ширина и высота ручной клади не должны превышать 120 см суммарно. Перевозчик может установить дополнительные правила, в которых будут указаны более масштабные габариты (но не менее, потому что такие величины указаны в правилах, действующих на федеральном уровне). Также перевозчик может расширить перечень предметов, которые разрешено взять с собой в салон (например, включить в него чемоданы, велосипеды и так далее). В любом случае каждый перевозчик обязан разрешить бесплатно провозить одну пару лыж в чехле (на пассажира), санки, детскую коляску, инвалидное кресло. При этом ручная кладь должна не только отвечать требованиям по габаритам или виду, но и быть провозима так, чтобы не мешать другим пассажирам (не перегораживать никакие проходы и так далее), она не должна пачкать других людей в салоне, иметь неприятные запахи и так далее.
Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).
Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.
Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.
В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также морального ущерба.
Что считается багажом, а что — ручной кладью
Нормативным документом, в котором описаны правила относительно провоза на автобусе багажа, является Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N112 «Об утверждении Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Однако перевозчики сами могут изменять нормы провозки вещей, устанавливать свои правила если они соответствуют нормам из статьи 22 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Под багажом подразумевают вещи, которые транспортируются не вместе с пассажиром. Бесплатно допустимо использовать одно место, которое будет занято либо багажом, либо вещами, перевозимыми в руках. Норматив перевоза рассчитывается следующим образом: в чемодане измеряют длину, высоту, ширину. Числа складывают, если значение не выше 120 см, а его вес менее 300 кг, то провозить его можно бесплатно, сдав в багажный отсек.
Если человек везёт несколько габаритных сумок, то они являются уже дополнительным багажом. Сумки с параметрами 100/50/30 можно перевозить, оплатив их проезд отдельно. При наличии багажного отсека в него принимаются сумки параметрами 100/30/30, при этом каждая может весить до 60кг.
Под понятием «ручная кладь» принято понимать сумку, которую пассажир перевозит с собой в салоне транспортного средства. По нормам такая сумка может занимать только одно место, которое оплачено пассажиром. Если она не помещается на руках, под сидением впереди стоящего ряда или в ногах, то это уже считают багажом и сдаётся в соответствующую секцию. Недопустимо, чтобы сумка занимала отдельное место, провозить её, разместив в проходе, также нельзя.
Действующие регламенты
Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.
В Российской Федерации законодательными документами являются:
- Федеральный закон №220 (действующий от 13 июля 2015 года) в полной мере координирует существующие нормативы, регламентирующие перевозку людей на автобусном транспорте по регулярным маршрутам.
- Устав автомобильного транспорта и электротранспорта (легковые и грузовые авто, а также прицепы и полуприцепы, автобусы, троллейбусы, трамваи).
- Постановление правительства РФ №112 (действующее от 14 февраля 2002 года).
Права и обязанности пассажира
Каждый пассажир, пользующийся услугами общественного транспорта, имеет определенные права:
- перевозить ручную кладь;
- требовать остановить ТС на любом участке движения, предварительно сообщив об этом кондуктору или водителю;
- получать информацию о расписании в остановочном пункте или от водителя;
- перевозить с собой детей;
- приобретать билеты на поездку любым доступным маршрутом, которыми пользуются перевозчики;
- сдавать багаж водителю в багажный отсек ТС;
- садиться или высаживаться из автотранспорта в любом остановочном пункте, предусмотренном расписанием.
За какой багаж нужно платить в автобусе
При наличии свободного места в багажном отделении автобуса и за отдельную плату Ecolines может принять от пассажира дополнительный багаж. Свободное место в багажном отделении определяет водитель на посадке, принимая во внимание общее количество пассажиров в автобусе, распределение по городам и другие факторы.
По правилам можно перевозить не более двух единиц дополнительного багажа на пассажира. В случае одной единицы дополнительного багажа его размеры не должны превышать 50х50х80 см, для двух единиц багажа размеры каждой единицы не должны превышать 40х50х50 см.
За каждую единицу дополнительного багажа с пассажира взимается плата в размере 20 EUR (до 30 кг). За каждую единицу багажа, параметры которой превышают 30 кг, с вас возьмут плату в размере 20 EUR. Оплатить можно в другой валюте – вам сделают расчет по банковскому курсу.
Сдавая багаж, пассажир должен иметь в виду, что на протяжении всего рейса доступ к личным вещам в багажном отделении закрыт.
При оплате дополнительного багажа пассажиру выдается квитанция об оплате, на основании которой пассажир может получить квитанцию строгой отчетности и кассовый чек в представительствах Ecolines. Дополнительный багаж без квитанции об оплате перевозить запрещено.
На каждую единицу перевозимого багажа наклеивается наклейка с номером, соответствующая наклейка с тем же номером вклеивается в билет пассажира. Выдача багажа осуществляется только при предъявлении пассажиром соответствующей багажной наклейки.
Перевозчик имеет право попросить пассажира предъявить содержимое багажа. Это делается исключительно в целях безопасности. В случае отказа перевозчик имеет право не допустить пассажира к поездке. Это соответствует Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев
Из всех видов общественного транспорта автобусами пользуется больше всего людей: 88%.
Но основные права пассажиров не менялись: можно бесплатно возить с собой маленьких детей и коляски, брать в автобус домашних животных, а в междугородных поездках бесплатно пользоваться туалетами на автостанциях. В случае ДТП и при нарушении прав пассажира можно получить компенсацию, включая моральный ущерб.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Основные права пассажиров — в таблице со ссылками на законы. Для автобусов, трамваев и троллейбусов правила одинаковые. Можно изучать, пока ждете свою остановку.
Здесь не все права: например, нет ничего про безналичную оплату и проблемы с терминалами. Дело в том, что в сфере автобусных перевозок многое регулируют не федеральные законы, а региональные и муниципальные акты. Эти правила вы можете уточнить в муниципальном управлении транспорта.
Что считается багажом?
Называть багажом все, что везет с собой путешественник, не вполне верно.
Кладь, провозимую пассажирами автобусов (кроме внутригородских рейсов), принято разделять на ручную кладь и багаж, то есть то, что можно держать при себе во время поездки, и то, что должно быть помещено в багажное отделение, чтобы не создавать помех и угрозы безопасности людей. Это обусловлено ограниченностью пространства в салоне и необходимостью свободного передвижения в проходе и между рядами сидений.
Ручная кладь должна иметь относительно небольшие размеры. Так, например, согласно правилам, принятым в СССР более 30 лет назад и действующими на территории РФ по сей день, ручной кладью считается предмет с суммарными габаритами до 120 см (например одна сумка 50 × 20 × 50 см) и весом до 30 кг. Но так как вас вряд ли станут встречать с линейкой в автобусе, ориентируйтесь на то, что провозимое в салоне должно помещаться у вас на руках или под сиденьем, не мешая соседу сидеть, выходить, размещать его собственные вещи.
Разумеется, все требования по безопасности к багажу касаются и ручной клади.
Действия при возникновении аварийной ситуации
- Во время аварии пассажирам необходимо стараться не паниковать.
- Если в салоне маршрутного транспортного средства появилось возгорание, пассажирам следует сразу сообщить об этом водителю. После чего водитель должен немедленного остановить автобус и открыть двери, чтобы люди могли покинуть салон.
- Если двери заблокированы, то для эвакуации пассажиров используются аварийные выходы. Такими выходами традиционно служат откидные люки на крыше и боковые окна транспортного средства. Руководство эвакуацией людей осуществляет водитель транспорта.
- Покидать салон после открытия аварийного люка или окна следует как можно быстрее, поскольку поврежденные механизмы транспортного средства могут выпускать в салон ядовитые газы. Чтобы снизить уровень поражения испарениями, рот и глаза следует закрывать платком, рукавом или другим предметом одежды.
- Необходимо помнить, что металлические части троллейбусов и трамваев могут быть под напряжением. Именно поэтому к ним не рекомендуется прикасаться.
- Покидать транспорт следует прыжком с приземлением на обе ноги.
- Покинув салон, пассажиры должны отойти от транспортного средства на безопасное расстояние.