Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое охрана труда на предприятии простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.
Ответственность за нарушение охраны труда
Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».
За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования.
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
Рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
Производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.
Аварийная ситуация — ситуация, которая может привести к поломке деталей и травмированию работающего (ГОСТ 12.2.009-99).
Безопасное расстояние — наименьшее расстояние между человеком и источником опасного и вредного производственного фактора, при котором человек находится вне опасной зоны (ГОСТ 12.0.002.80)
Безопасность — состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне (ГОСТ Р 12.0.006-2002)
Безопасность производственного оборудования— свойства производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002.80).
Безопасные условия труда — состояние условий труда, при котором воздействие на работающего вредных и(или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии
Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.
Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.
➤ Скачать профстандарт специалиста по охране труда
Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.
Организация охраны труда
Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.
В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти.
Минтруда в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено приказом Минтруда РФ от 25 июля 2012 г. № 31), министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.
Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.
Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь успешно используют в качестве главных составляющих организационной структуры, во-первых, функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а во-вторых, метод производственной демократии.
Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве» (с изменениями от 24 июня 2015 г.) предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Причем данный региональный закон, подчеркивая авторитетность общественных формирований, предусматривает иную концептуальную модель их участия в мероприятиях по обеспечению охраны труда. Ее суть в том, что соответствующие органы профессиональных союзов Москвы имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда. Напомним, что юридическая сила полномочий профсоюзных надзорных инстанций в соответствии с ТК невелика, поскольку ст. 370 предусматривает всего лишь обязательность рассмотрения требований общественных инспекторов труда.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1212-ПП (с изменениями от 3 июля 2015 г.) утверждены положения о системе государственного управления охраной труда и о межведомственной комиссии по охране труда. Последняя является постоянно действующим самостоятельным органом. Ее основная задача — координация деятельности органов исполнительной власти Москвы, территориальных органов государственного надзора и контроля, социального страхования, объединений профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Третий уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих ступеней, поскольку введен только летом 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2011–2016 гг., утвержденная постановлением главы МСУ Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 № 6. Примечательно, что в данной программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий, которые в основном связаны с оказанием методической помощи работодателям и работникам, их информационным обеспечением, обучением персонала правилам охраны труда.
Четвертый уровень связан с локальным управлением охраной труда. Охрана труда — в основном сфера публичного, а не договорного права. Работодатели неохотно заключают локальные соглашения по охране труда и (или) коллективные договоры, содержащие полновесные разделы, посвященные своим обязательствам в данной области. Возможно, поэтому, не надеясь на эффективность социального партнерства, законодатель установил порой жесткие требования, связанные с безопасностью на производстве.
Анализ законодательства позволяет говорить, что на данной ступени управления прописана острая необходимость выполнения двух базовых предписаний: во-первых, соблюдения работодателем правовых норм, носящих ярко выраженный императивный характер, а во-вторых, участия работников в осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда.
Управление охраной труда на производстве возложено на специализированную службу (ст. 217 ТК). Варианты создания службы зависят от количества работников. Если численность превышает 50 человек, то должно быть создано специализированное подразделение или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы работодатель или выполняет сам, или поручает соответствующие обязанности другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг.
Состав службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 утвердил соответствующие Рекомендации, в соответствии с которыми структура службы и численность ее специалистов определяются в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов.
В соответствии с национальным стандартом безопасности труда участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (п. 4.2.1). Статья 218 ТК предусматривает возможность создания комитетов (комиссий) по охране труда. Типовое положение об этом паритетном органе утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413. Комитет (комиссия) является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзов и иных представителей работников. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.
Обязанности работодателя и работников в области охраны труда
Статьи 22 и 212 ТК содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда, которые являются базой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.
Кроме того, эти обязанности дополняются и конкретизируются как ТК (ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Поэтому следует отметить установление чрезмерно широкого круга обязанностей работодателя в области охраны труда, причем не сгруппированных по ситуациям. К 23 абзацам ст. 212 ТК следует добавить еще 12 абзацев другой статьи, посвященной правам работника на безопасный труд, которые порождают соответствующие обязанности работодателя (ст. 219). Причем отдельные абзацы названных статей содержат до четырех самостоятельных правомочий.
Такое (порой требующее одномоментного исполнения) количество обязанностей работодателя в данной сфере явно избыточно. Поэтому такая правовая ситуация в области охраны труда на практике нередко приводит к игнорированию требований законодателя. Вместе с тем невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием, во-первых, для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (ст. 220 и 379 ТК), а во-вторых, для привлечения виновных лиц к ответственности.
Поэтому, исходя из анализа ст. 212 ТК, представляется необходимым выделить три группы основных обязанностей работодателя.
Первую группу составят обязанности, связанные с заключением (изменением) трудового договора. Прежде всего выделим обязанности работодателя, связанные с информированием работника об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях и полагающихся ему компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Кроме этого, для всех поступающих и переводимых на другую работу работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, а также организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве. Для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, проведение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ должно сопровождаться стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов (ч. 2 ст. 212, ч. 2 и 3 ст. 225 ТК).
Работодатель обязан обеспечить социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а в случаях, предусмотренных ст. 213 ТК, организовать проведение за счет собственных средств предварительные и периодические медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования.
Во вторую группу входят обязанности работодателя, посвященные организации работ по обеспечению безопасных условий труда. Отметим обязанности по созданию локальных систем управления охраной труда; установлению режимов труда и отдыха; разработке и утверждению правил и инструкций по охране труда; расследованию и учету несчастных случаев; выполнению предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и государственного надзора и рассмотрению представлений органов общественного контроля; проведению специальной оценки условий труда.
К третьей группе работодательских обязанностей следует отнести обязанности по обеспечению конституционного права на безопасный труд. Так, работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты работников; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку заболевших в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.
Обязанности работника в области охраны труда сформулированы в ст. 214 ТК.
Охрана труда 2017 – 2018: новые правила
В законодательство по охране труда в 2017 году внесли поправки. Одно из главных изменений в правила по охране труда – 2017 – это введение оценки профессиональной квалификации в форме профессионального экзамена, который проводят специализированные центры. Соответствие квалификации профстандарту может быть по инициативе как физлица, так и работодателя.
Другое новшество – новые ГОСТы по охране труда с 2017 года. Дополнительные требования к физическим факторам на рабочих местах установлены новым СанПиН 2.2.4.3359-16. В документе перечислены нормативы по освещенности, вибрации, электромагнитным полям, микроклимату, шуму, излучению, ультра- и инфразвуку. Выявить несоответствие нормативам и наличие вредных факторов можно в процессе проведения спеоценки условий труда.
Все граждане РФ имеют право заниматься трудовой деятельностью, что подразумевает под собой право на охрану труда. Говоря об этом, следует подчеркнуть важность данной системы, ведь она является не только составляющей трудового законодательства, но и четкой гарантией по обеспечению безопасных условий труда для работников. Понятие охраны труда включает в себя помимо правовых и социально-экономических мероприятий, еще и санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия и средства.
Таким образом работник имеет право на:
- место для выполнения рабочих обязанностей, которое соответствует требованиям охраны труда;
- подлинную информацию, касательно рабочих условий;
- прекращение работы, если при ее выполнении возникает опасность для жизни или здоровья, до момента устранения опасной ситуации;
- требование по осуществлению проверки условий и охраны труда на рабочем месте органами, в компетенцию которых входит исполнение федерального государственного надзора и профсоюзного контроля, а также органами, которые выполняют государственную экспертизу условий труда;
- беспрепятственное обращение, по всем вопросам относительно охраны труда в соответствующие органы, а также в органы государственной власти, местного самоуправления и непосредственно к работодателю;
- получение обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- непосредственное участие в разбирательствах, связанных с предоставлением безопасных условий труда на рабочем месте, а также в происшедшем несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании;
- прохождение медицинского осмотра в соответствии с полученными рекомендациями и с сохранением за сотрудником места работы, а также среднего заработка;
- получение компенсаций, которые установлены коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами или трудовым договором, при осуществлении трудовой деятельности на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;
Суммы выплат и условия их получения рассчитываются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения российской трехсторонней компании. Но, что касается дополнительных компенсаций или их повышения, то они могут быть установлены коллективным договором или локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
- предоставление средств защиты, как индивидуальной так и коллективной, за счет работодателя;
- обучение техники безопасности, а также обучение безопасным методам труда за счет работодателя;
- профессиональную переподготовку за счет работодателя, если его рабочее место было ликвидировано по причине нарушения требований охраны труда.
Все вышеперечисленные права возлагают на работодателя ответственность за сохранность жизни и здоровья работника, что предполагает под собой обеспечение оптимальных условий и охрану трудовой деятельности последнего, в соответствии с требованиями охраны труда. Гарантии соблюдения прав работников в этом случае подкреплены юридически и защищаются трудовым законодательством РФ.
Иные условия и гарантии по обеспечению охраны труда
Федеральный закон наряду с другими нормативно-правовыми актами как субъектов РФ, так и органов местного самоуправления устанавливает порядок финансирования мероприятий по повышению качества условий и охраны труда. Такого рода финансирование может производиться благодаря средствам всех бюджетов и внебюджетных источников. В этом случае источником дохода могут также выступать и добровольные взносы организаций и физических лиц, сам работник не несет затрат на финансирование таких мероприятий.
Что касается финансирования со стороны работодателей, то они производят выплату в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции. Исключение составляют только государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.
В случае неисполнения норм, которых требует законодательство и государственный надзор, на организации накладывается штраф, который в дальнейшем поступает в специальный фонд по охране труда. Такие фонды формируются на региональном и федеральном уровне в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Существуют и дополнительные гарантии в отношении охраны труда, которые распространяются на отдельный класс работников.
В этом случае работодатель должен придерживаться установленных ограничений на привлечение таких работников к выполнению тяжелых работ, работ связанных с вредным и опасным производством, относительно сверхурочных или ночных смен.
При необходимости работодатель должен перевести нуждающихся сотрудников по состоянию здоровья на более легкие условия труда либо на другую работу, на основании медицинского заключения и с соответствующей оплатой. Необходимо обеспечить таких сотрудников перерывами для отдыха, не уменьшая при этом рабочее время. Работодатель обязан создать оптимальные условия труда и для граждан с ограниченными возможностями, которые будут соответствовать индивидуальной программе реабилитации.
Основные вопросы по ст. 209 ТК
Термины, разобранные в этой статье, могут ещё где-то раскрываться или имеют окончательный характер?
Да, могут. Формулировки из этой статьи не исключают издание каких-то отраслевых актов, конкретизирующих эти термины. Так, неблагоприятные факторы для деятельности на производстве также рассмотрены в статьях 13-14 ФЗ № 426 от 28.12.13, посвящённого как раз оценке условий труда. В нём дана более подробная классификация этих факторов, а также их конкретное описание. Подобная конкретизация может применяться и к иным терминам из рассматриваемой статьи.
На какие источники опирается данная статья при описании терминов?
Она опирается на профильные ФЗ, соответствующие отраслевые документы и международные акты. Так, данное в ней определение системы управления охраной труда базируется на соответствующих документах МОТ. В 2006 году ей были утверждены Конвенции № 187 и 197, посвящённые внедрению передовых положений по безопасности труда на уровне отдельных государств. В соответствии с этими рекомендациями на уровне РФ были приняты профильные стандарты для их добровольного и обязательного применения. В них, в том числе, содержались формулировки по управлению охраной труда, что и явилось предпосылкой для полноценного раскрытия этого термина в ст. 209 ТК.
О какой трёхсторонней комиссии говорит комментируемая статья?
Эта структура создана на основе ФЗ № 92 от 01.05.99. Она оперирует на федеральном уровне, но отдельные комиссии могут формироваться также на региональном уровне. Она занимается урегулированием и профилактикой споров между сторонами в сфере взаимодействия по трудовым вопросам.
В эту комиссию входят представители:
- нанимателей, объединённых в профильные союзы;
- организации, представляющие интересы работников;
- профильные госструктуры.
Основные моменты её функционирования прописаны в ст. 35 ТК.
Обучение в области охраны труда
Обязанность проводить обучающие мероприятия также возложена на работодателя. Такие требования установлены в 10 главе и обязывают штатные подразделения по охране труда организовывать такие мероприятия вот ношении всех сотрудников. Также и сами специалисты должны проходить такие акции для подтверждения своей квалификации в специальных учебных заведениях.
Кроме того, без подтверждения достаточного уровня знаний работник может быть не допущен к осуществлению своей трудовой деятельности, особенно в случае наличия опасных или вредных производственных факторов. Процедура обучения происходит с применением специальных методических материалов, а также путем прохождения практических тренировочных занятий.
Важно! При проведении инспекций со стороны государственных надзорных служб также осуществляется контроль за фактом наличия специальных удостоверений о наличии обучения. В случае отсутствия таких документов работник отстраняется от ведения деятельности до момента прохождения повторной аттестации.
В итоге любое предприятие должно соответствовать нормам законодательства в области защиты прав работника. Компания или организация в своей трудовой деятельности обязаны руководствоваться нормативами и требованиями, которые устанавливает закон, а в случае нарушения таковых прав немедленно их устранять.
Государственная политика по ОТ (ст.210)
К основным факторам государственной политики по ОТ относятся следующие моменты:
- приоритетное направление — сохранность здоровья и жизни работающих граждан;
- принятие и внедрение в жизнь законов, правовых актов на федеральном и региональном уровне, улучшающих обстановку в области охраны труда;
- регулирование государством ОТ;
- федеральный контроль над соблюдением ТЗ и правовых актов, регулирующих нормы ОТ, которые включают в себя систему мероприятий, включающих в себя ревизию на предмет соблюдения установленных государством требований (ФЗ №242-ФЗ от 18.07.2011 года);
- госэкспертиза созданных УТ;
Государственное регулирование ОТ (ст. 216)
Управление ОТ осуществляет Правительство РФ. Под его руководством формируются нормативные акты другими органами на федеральном и региональном уровнях.
Федеральные органы, уполномоченные принимать решения по аспектам ОТ, должны согласовывать их с контролируемыми органами, а также с исполнительными федеральными органами, которые занимаются регулированием правовыми вопросами в области ОТ.
Важно! В некоторых случаях полномочия управления ОТ передаются местным органам, которые должны действовать с установленными законами.
Исполнительные федеральные органы уполномочены производить следующие действия:
- разработка нормативных актов, которые определяют основы политики ОТ;
- разработка целевых программ, направленных на улучшение условий безопасности и других областей ОТ;
Меры по обеспечению охраны труда
При выборе средств создания безопасных условий трудовой деятельности рекомендуется ориентироваться на приказ Минтруда РФ 181н от 1 марта 2012 года. Документом утвержден перечень конкретных приемов, которые позволяют улучшить условия на рабочих местах и снизить уровень профессиональных рисков.
В целом специалистам по охране труда и руководителям необходимо выполнять обязанности, установленные статьей 212 ТК РФ:
- выдавать обеззараживающие средства, СИЗ и т. п.;
- контролировать безопасную эксплуатацию зданий, инструментов, оборудования и прочей производственной инфраструктуры;
- проверять соблюдение сотрудниками правил охраны труда;
- заботиться об оптимальных условиях труда на имеющихся рабочих местах;
- направлять сотрудников на освидетельствования и медосмотры;
- следить за режимом работы и отдыха, качественным медицинским и санитарно-бытовым обслуживанием персонала;
- выполнять своевременную специальную оценку условий труда;
- инструктировать работников по вопросам охраны труда и отправлять на повышение квалификации;
- исполнять выданные предписания государственной инспекции по труду.
Почему нужно соблюдать технику безопасности на рабочих местах
Соблюдение правил необходимо для всех – как самому рабочему, так и руководству. В связи со сложностью и опасностью производственного цикла при небрежном отношении к ТБ, можно получить следующие негативные последствия:
- Травмирование механическими воздействиями – ушибы, порезы, переломы.
- Вдыхание паров химикатов, пыли, приводящее к ухудшению состояния дыхательной системы и отравлению.
- Возгорание, короткое замыкание, вывод из строя оборудования по неосторожности происходят в большинстве случаев из-за незнания правил.
Для работодателя причин не меньше:
- ответственность перед законом – до лишения свободы и прекращения деятельности предприятия;
- материальные затраты, компенсации за случившееся в ходе трудового процесса ЧП;
- порча имущества, серьезные убытки.
Общие требования Трудового кодекса к охране труда персонала
Трудовым кодексом РФ регламентированы все области и вопросы, так или иначе касающиеся охраны труда. В частности, в разделе VI, в статьях 160 и 163 указано, что работодатель не может устанавливать завышенные или не обоснованные нормы труда. Также он обязан обеспечить работников оборудованием и создать такие условия, в которых они смогут выполнить установленную норму, не рискуя физическим и психологическим здоровьем.
Важные требования охраны труда в ТК РФ указаны также в статье 223. Согласно ей, работодатель обязуется обеспечить на предприятии надлежащие условия для труда и отдыха. Рабочие места должны соответствовать нормам охраны труда, а в распоряжении работников должен быть санузел, зона для принятия пищи (кухня), комната или зона отдыха и психологической разгрузки. Также владельцу предприятия или ответственному лицу необходимо позаботиться об оборудовании постов первой медицинской помощи.
В случае чрезвычайного происшествия или ухудшения самочувствия кого-то из работников, работодатель за свой счет должен организовать транспортировку пострадавших (заболевших) работников в медицинские центры или домой.
Что обязан делать работодатель и отдел ОТ, чтобы обеспечить охрану труда в организации
При выборе мер рекомендуется опираться на Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
В целом руководители совместно со специалистами службы должны придерживаться пунктов ст. 212 ТК РФ, в которой установлены следующие обязанности:
- обеспечивать безопасность при эксплуатации оборудования, зданий, инструментов и прочего;
- выдавать СИЗ, обеззараживающие средства и т.д.;
- создавать оптимальные условия труда на каждом рабочем месте;
- проверять, выполняются ли требования охраны труда сотрудниками и руководителями;
- проводить спецоценку условий работы;
- контролировать санитарно-бытовое и медицинское обслуживание работников, режим труда и отдыха;
- отправлять работников на медосмотры и освидетельствования;
- проводить инструктажи по охране труда, отправлять специалистов на курсы повышения квалификации;
- следовать предписания ГИТ.
Список мероприятий может пополняться. Если у компании нет финансовых затруднений, охрана труда на предприятии может предполагать проведение дополнительных мероприятий для поддержания здоровья сотрудников. Например, возможна организация санаторно-курортного лечения за счет работодателя, проведение внеочередных обследований в клиниках и т.д.