Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвалидность по зрению: критерии 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если имеется третья степень нарушения зрения, то устанавливают вторую группу инвалидности. При этом имеется слабовидение высокой степени и снижение одной из основных категорий жизнедеятельности до второй степени. Пациент также нуждается в социальной защите.
Вторая группа инвалидности
Основные критерии, позволяющие присвоить вторую группу инвалидности, включают следующие характеристики:
- острота зрения лучшего глаза составляет от 0,05 до 0,1;
- имеется двустороннее сужение границ поля зрения концентрической формы до 10-20 градусов от точки фиксации. При этом трудовая деятельность становится возможной только при определенных условиях.
Критерии определения групп инвалидности и категории «ребенок-инвалид»
Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 3 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:
а) способности к самообслуживанию;
б) способности к передвижению;
в) способности к ориентации;
г) способности к общению;
д) способности контролировать свое поведение;
е) способности к обучению;
ж) способности к трудовой деятельности.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее ко 2 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:
а) способности к самообслуживанию;
б) способности к передвижению;
в) способности к ориентации;
г) способности к общению;
д) способности контролировать свое поведение;
е) способности к обучению;
ж) способности к трудовой деятельности.
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 1 степени выраженности ограничений следующих категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты:
а) способности к самообслуживанию;
б) способности к передвижению;
в) способности к ориентации;
г) способности к общению;
д) способности контролировать свое поведение;
е) способности к трудовой деятельности;
ж) способности к обучению.
Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности ограничений (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), определяющих необходимость социальной защиты ребенка.
Реабилитация инвалидов
Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.
Реабилитация инвалидов — это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Инвалидность при астигматизме
Как уже говорилось выше, на решение комиссии о присвоении группы влияет не форма заболевания, а способность человека самостоятельно о себе позаботиться и восстановить зрение. Варианты диагноза могут быть самыми разными, например, глаукома, возрастная дистрофия, катаракта, в том числе рефракции глаза — гиперметропия, астигматизм. Иногда близорукость с астигматизмом сочетаются. Все зависит от того, поддается ли зрение коррекции.
Чаще всего при астигматизме группа не присваивается. Но совсем другое дело, если патология приобрела серьезные формы, болезнь прогрессирует, а вмешательство противопоказано или не дает результатов. При таких обстоятельствах следует обратиться за направлением к врачу.
Виды трудовой деятельности, разрешенные инвалидам по зрению
Если умственные и физические способности инвалида по зрению сохранены, он может работать. 3-я группа считается «рабочей», но закон не отказывает в этом праве всем категориям инвалидов. Однако особый статус означает необходимость соблюдения определенных правил.Например, инвалид по зрению не может работать:
— Работать в условиях повышенной влажности
— работать в неурочное время или в ночную смену, и
-работать за компьютером в течение длительных периодов времени.
— работать с мелкими деталями или требующими хорошего зрения
— Работа с химическими веществами (например, бытовой химией), например
— в ситуациях высокого психологического стресса или напряжения
— В условиях высокого физического и динамического стресса.
— В качестве контролеров сложного производственного оборудования.
Если работодатель готов принять на работу сотрудника с ограниченными возможностями, необходимо создать для него комфортное рабочее место.
Оспаривание решений комисиии
Правила можно использовать для того, чтобы оспорить решения МЧС, признать человека инвалидом и обратиться в вышестоящие инстанции. Этими органами являются Главное управление МЧС и Федеральное управление МЧС; решение Федерального управления МЧС является решающим, но также может быть оспорено в суде (в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ). В некоторых случаях возможно подать апелляцию непосредственно в суд, минуя Главное управление и Федеральное управление.
В этом случае решение суда играет ведущую роль.
У меня правый глаз работает только в очках — на левом глазу 13, есть травма и я не вижу, что мне делать? Мне нельзя работать. Я нахожусь на иждивении сына.
Сначала вы должны посетить офтальмолога в поликлинике по месту жительства. Он оценит ваши зрительные функции — если вы подходите под группу инвалидности, то направит вас в отделение медико-социальной экспертизы по выполнению групп инвалидности.
Дмитрий Сагоненко, офтальмолог
Доброе утро!!! У меня зрение 0,03, нарушенное, афакическое на левом глазу. Постоянная головная боль и боль в глазах. На правом глазу зрени е-0,75, могу ли я претендовать на инвалидность третьей степени?
Уважаемая Мудрость, на правом глазу вы указали только рефракцию (-0,75), но не максимально скорректированное зрение; если оно превышает 0,3, то инвалидность вам не положена.
Инвалидность при нарушении зрительной функциональности присваивается гражданам, которые полностью утратили зрение, либо тем, у кого выявлено частичное нарушение. Критерием является отсутствие возможности работать в полном объеме, ухаживать за собой и полноценно функционировать в социуме.
Человек, частично утративший зрение, не может нормально функционировать в обществе, так как не видит полностью картину вокруг себя.
Министерство здравоохранения РФ определило несколько групп инвалидности в соответствии с тяжестью заболевания зрительного аппарата. Критерием определения группы инвалидности служит способность человека обслуживать себя без посторонней помощи:
- способность ориентироваться в пространстве;
- способность удовлетворять свои потребности без посторонней помощи;
- возможность общаться с людьми, различать собеседника;
- способность к обучению, труду.
Перечисленные критерии могут отличаться степенью тяжести патологии, снижающей качество жизни гражданина. Чем больше нарушения, тем сложнее человеку приходится. Специалисты оценивают состояние больного по качеству визуализации наиболее здорового из двух глаз.
МБК определяет следующие критерии для установления недееспособности больного:
- острота зрения;
- угол поля зрения;
- электрофизиологические показатели;
- возможность работать.
Критерии определения группы инвалидности
Если человек соответствует вышеобозначенным критериям, то он будет признан инвалидом. Следующий важный момент — определение группы инвалидности по зрению. На отнесение к определенной группе влияют два фактора: снижение остроты и сужение границ зрения.
Определить степень поражения зрительных органов может только узкий специалист в области медицины — врач-офтальмолог. Выделяют следующие группы инвалидности:
- I группа: для нее характерна полная слепота или близкое к ней состояние (при остроте зрения менее 0,04 диоптрии), поле видимости от точки фиксации составляет от 10 до 0 градусов.
- II группа: острота зрения составляет от 0,05 до 0,1 диоптрий, поле видимости от точки фиксации находится в пределах 20–10 градусов. Данная группа инвалидности накладывает ограничение на работу — трудовая деятельность возможна только на специально оборудованных местах, где ручная работа выполняется без визуального контроля.
- III группа: острота зрения находится в пределах 0,1–0,3 диоптрии, поле видимости сужено до 40 градусов. Люди, которыми назначена данная группа, имеют возможность осуществлять визуальный осмотр, это потеря видимости средней степени.
Данная классификация распространяется как на взрослых людей, так и детей. Важный нюанс — несовершеннолетним присваивается особый статус «ребенок-инвалид».
Что делать, если вам отказали в инвалидности по зрению?
Если экспертная комиссия не присвоила человеку статус инвалида по зрению, с чем он категорически не согласен, то такое решение можно оспорить. Кроме того, каждый вправе обжаловать и присвоенную группу. Если вы обращались в бюро по месту жительства, то при обжаловании заявление нужно передать в главное бюро.
Если же изначально вы подавали документы в главное бюро, то обжаловать их решение можно в инстанции федерального уровня.
Повторная экспертиза должна быть проведена в срок не более 1 месяца с момента вынесения первоначального решения. Если заявитель снова не будет согласен с мнением экспертной комиссии, то решение стоит обжаловать уже в суде.
Источники:
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Причины ухудшения зрения
Довольно неутешительной является статистика роста количества глазных заболеваний, приводимая ВОЗ.
Увеличивается число пациентов, имеющих зрительные патологии. Из 1000 прошедших обследование 20 относится к категории слабовидящих.
Практически каждый третий испытывает временные или постоянные проблемы со зрением.
Для облегчения состояния используются капли, очки, линзы. Когда помощь безрезультатна, можно получить инвалидность по зрению.
Причин развития глазных патологий достаточно много:
- изменения, происходящие с возрастом;
- наследственные особенности;
- повреждение сетчатки;
- мутации, спровоцированные различными факторами;
- травмы, полученные детьми при рождении;
- изменение структуры, патологии хрусталика, стекловидного тела, роговицы;
- постоянное переутомление;
- черепно-мозговые травмы.
Острота зрения снижается при наличии хронических, сопутствующих заболеваний.
К развитию патологий приводят болезни:
- диабет;
- гипертония;
- инфекционные болезни;
- расстройства нервной системы.
Офтальмологи называют ряд факторов, способствующих постепенному снижению остроты зрения. Особое внимание стоит обратить на гигиену сна.
В любом возрасте рекомендуется избегать стрессов, сильных эмоциональных потрясений.
Зашлакованность организма, вызванная неправильным питанием, спровоцирует ряд глазных заболеваний. Окружающая, экологическая среда становится причиной слепоты в любом возрасте.
Инвалидность по зрению — критерии
Согласно статистическим данным по России, ежегодно около пятидесяти пяти тысяч граждан (как ребенку, так и пенсионеру) присваивают определенную группу инвалидности при нарушении зрения.
В этот показатель входят отклонения, в диапазоне от незначительных нарушений зрительного восприятия, до значительной утраты чувствительности к свету и полной неспособности видеть.
Чтобы присвоить человеку группу инвалидности, в медучреждениях оценивается показатель остроты зрения и возможности человека обслуживать себя самостоятельно.
Последний показатель включает в себя:
- Передвижение в пространстве без помощи посторонних людей;
- Возможное беспрепятственное общение;
- Способность к обучению;
- Способность в контроле поведения;
- Беспрепятственная ориентация в окружающей среде;
- Способность самостоятельно работать.
Данный критерии могут быть выражены в разных степенях, сковывая самостоятельные способности человека, понижая качество жизнедеятельности и понижая её уровень.
Чем более выражены нарушения, тем больше это будет доставлять дискомфорта в повседневной жизни.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Источники:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».